Новости

Неделя о самаряныне

Богослужения Праздники
Вечерние и утренние богослужения 29 и 30 мая в Неделю 4-ю по Пасхе, о самаряныне.
Христос Воскресе!

Фотиния — согласно Преданию, самарянка, которую Иисус Христос встретил у колодца и через которую обратил целое селение (4-я глава Евангелия от Иоанна). Самаряне — малочисленная этническая группа, потомки язычников. Их религиозные представления серьезно отличались от традиционной веры иудеев. К моменту описываемой истории иудеи и самаряне уже на протяжении нескольких веков находились во взаимной вражде и друг с другом не общались.
Христос вместе с учениками возвращался в Галилею через Самарию — таков был кратчайший путь. Он остановился отдохнуть у колодца Иакова. В этот-то момент из города за водой пришла женщина с кувшином, приспособленным, чтобы спускать его в глубокий колодец. Иисус попросил ее набрать воды для Него. 
"Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? — удивилась Фотиния. Если бы ты знала дар Божий, — ответил Христос, — и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую... Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал в ответ то, чего она никак не ждала услышать: Всякий, кто пьет эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную."
Тогда в своем простодушии собеседница Спасителя просит: "Господи, дай мне такую воду, чтоб мне больше не ходить на колодец!" А Христос велит ей идти в город и вернуться к колодцу вместе с мужем, чтоб Он мог разъяснить ей смысл сказанного. "У меня нет мужа", — призналась женщина. "Ты правду сказала. У тебя было пять мужей, а тот, с которым ты живешь сейчас, не муж тебе", — ответил Господь.
Фотиния удивлена прозорливостью Сидящего перед ней, но продолжает спрашивать. Все с той же искренностью и простотой сразу принимается выяснять самый важный для нее вопрос: чья же вера — правая! "Вижу, Господи, что ты пророк! Отцы наши поклонялись Богу на этой горе, а вы, иудеи, говорите, что место поклонения Ему — в Иерусалиме".
Поверь Мне, — отвечает Христос, — что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Знаю, — не унимается Фотиния, — что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. На что Господь отвечает прямо этой бесхитростной женщине: "Это Я, Который говорю с тобой". Что должно было произойти в ее душе? Она бежит в город, где рассказывает о прозорливом Страннике, заговорившем с ней: не он ли Христос? И тогда жители Сихема выходят к колодцу. Господь по их просьбе два дня пробыл в этом городе, и многие уверовали в Него.

Это событие и вспоминает Церковь в этот день и применяет к нам слова, сказанные Христом самарянке. В тексте богослужения это отражено так: "На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: „Приходите и зачерпните воды бессмертия!“ Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: Даруй нам милости Твои, ибо Ты — источник жизни нашей!"

Судьба самарянки Фотинии нам известна: она крестилась и в 66 году за христианскую веру приняла в Риме мучения и смерть, вместе с сыновьями и сестрами. Предание говорит, что благодаря самарянке ко Христу обратилась дочь императора Нерона Домнина, также впоследствии пополнившая сонм христианских мучеников.
Источник: foma.ru