История одного из самых древних храмов на северо-западе Москвы
История храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве неразрывно связана с историей усадьбы Братцево, являющейся памятником архитектуры и садово-паркового искусства XVII-XIX вв. Первые документальные свидетельства о деревне Братцево относятся к 1565 году, когда по духовной грамоте Данилы Григорьевича Фомина это имение было завещано его жене, а по ее смерти – Троице-Сергиеву монастырю. Недолгое время Братцево принадлежало монастырю, затем боярину Д.И. Годунову, дворянам А.И. и М.И. Зубовым, А.М. Супневой. Последняя продала его в 1657 году оружейничему Богдану Матвеевичу Хитрово, чиновнику, военачальнику, царедворцу, крупному землевладельцу. Будучи приближенным к царю Алексею Михайловичу, он получил звание дворецкого боярина и с 1661 года ведал делами Оружейной палаты, являвшейся на тот момент центром художественно-промышленного обслуживания Царского двора, собравшим лучших художников своего времени. При нем в Братцево стало осуществляется крупное строительство: боярский двор с хозяйственными пристройками, дворы «задворных крепостных людей русских и иноземных» и каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Недолгое время Братцево принадлежало монастырю, затем боярину Д.И. Годунову, дворянам А.И. и М.И. Зубовым, А.М. Супневой. Последняя продала его в 1657 году оружейничему Богдану Матвеевичу Хитрово, чиновнику, военачальнику, царедворцу, крупному землевладельцу. Будучи приближенным к царю Алексею Михайловичу, он получил звание дворецкого боярина и с 1661 года ведал делами Оружейной палаты, являвшейся на тот момент центром художественно-промышленного обслуживания Царского двора, собравшим лучших художников своего времени. При нем в Братцево стало осуществляется крупное строительство: боярский двор с хозяйственными пристройками, дворы «задворных крепостных людей русских и иноземных» и каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
О времени сооружения храма свидетельствует надпись на каменной плите древнерусской вязью: «Лето 7180 (1672) августа в 30 день при державе Великого Государя и Великого князя Алексея Михайловича всея Великия и малыя и белыя России Самодержца построил сию церковь в вотчине своей в селе Братцове боярин и оружейничий Богдан Матвеевич – тезоименитое имя Иов – Хитрово и жена его боярыня Мария Ивановна».
Возможно, запись о жене сделана позже, так как исполнена мелкими буквами в правой нижней части плиты. В прошлом плита была встроена в паперть церкви с наружной стороны. Впоследствии она была вынута и хранилась в церкви. В июле 2012 года она была вмонтирована обратно в стену и пребывает там по сей день.
Братцевская церковь представляет собой бесстолпный храм в форме двухсветных четвериков, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных классическим московским пятиглавием и ярусами кокошников. К западу к храму примыкала трапезная и колокольня, поставленная на одной оси, с востока – сильно выдвинутая трехчастная апсида. В данный момент отсутствие высокой и стройной колокольни является существенным недостатком современного вида храма. Главный карниз был украшен красивыми цветными изразцами; такими же точно изразцами, только более мелкого рисунка, были украшены и все пять глав храма.
Наличие изразцов – одна из примечательных особенностей братцевского храма
Это, прежде всего, изразцовый пояс, обходящий его со всех сторон под кокошниками основного четырехгранника. Он состоит из набора отдельных прямоугольных плиток, покрытых поливным многоцветным орнаментом в виде розеток. На зеленом фоне выделяются низкого рельефа геометрические изображения, имитирующие соцветия, покрашенные в желтые, синие, белые тона. Основному поясу вторит нижний поливной валик и «гусек» карниза. Уникальны рельефы херувимов в тимпанах кокошников. Их синие крылья и скульптурного вида головы резко выделяются на фоне побелки, придавая дополнительную выразительность полихромному наряду верхней части храма. Последний ряд изразцовых украшений венчал верхние части барабанов под главами церкви. До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Именно нарядные изразцы придавали сравнительно скромному храму изысканную нарядность.
Храм в 1657 году изначально был возведен во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Алексия человека Божия. В 1788 году Покровская церковь упоминается как «каменного здания с приделом Сретения Богородицы во всякой исправности и церковной утварью достаточна». В 1833 году при владельце усадьбы В.Н. Ладомирском придел с северной стороны трапезной был разобран и его заменили новым, названным в честь святителя Иоанна Златоуста, алтарную часть увеличили пристройкой портика с четырьмя колоннами. В дальнейшем, в 1877 году, этот придел еще раз перестраивали. В начале XX в. князья Щербатовы, последние владельцы имения, добивались слома колокольни, требовавшей ремонта. Однако Императорская археологическая комиссия выступила против, и колокольня просуществовала вплоть до 1928 года. После 1917 года церковь постепенно ветшала, из нее были изъяты наиболее ценные предметы убранства. Первое изъятие ценностей произошло, по-видимому, как и по всей стране, в 1922 году. Храм был закрыт в начале 1934 года по почину фабрики «Прогресс». Вскоре была сломана колокольня, разобраны барабаны глав, обветшавшие портики. В частично перестроенном здании храма в середине 1960-х находилась фабрика по изготовлению красителей, затем склад, станция техобслуживания. Здание приходской школы было занято под жилье, в сторожке размещался магазин.
Первое богослужение (Всенощное бдение) состоялось 13 октября 1992 года, на котором было совершено малое освящение храма, на торжестве участвовало большое количество духовенства. Первая Божественная литургия состоялась 17 апреля 1993 года в Великую Субботу. С 1992 по 1993 года настоятелем храма являлся священник Алексий Машков, с 1993 по 1994 – священник Анатолий Гуданов, с 1994 по 2012 – протоиерей Михаил Малеев, с 2012 по 2019 – иерей Димитрий Ефанов. Исполняющим обязанности настоятеля на данный момент является иерей Владимир Тоготин.
Исторические иконы XVII века
Как известно из истории нашего храма после 1917 года, когда храм стал постепенно ветшать, из него были изъяты наиболее ценные предметы убранства. Первое изъятие ценностей произошло, по-видимому, в 1922 году. Затем в феврале 1923 года произошло повторное изъятие в Металлофонд серебряных вещей.
В 20-е годы в Государственный исторический музей, а из него в Государственную Третьяковскую галерею в 1930 году поступила коллекция икон праздничного ряда, исполненных в 1673 году в Оружейной палате: Благовещение (Симон Ушаков), Сретение (иконописец Андрей), Крещение Господне (Иван Филатьев), Воскрешение Лазаря (Никита Павловец), Вход в Иерусалим (Федор Козлов), Распятие (Георгий Зиновьев), Воскресение.
В 2014 году после письменного запроса в Третьяковскую галерею, нам было дано разрешение на доступ к архивному фонду икон, где хранятся уцелевшие иконы праздничного чина храма Покрова в Братцеве.
Эти уникальные, по своей технике исполнения и выбору красок, произведения церковного искусства нам удалось запечатлеть на фотоснимках.
Икона Покрова
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным твоим омофором…
В каждом Покровском храме в иконостасе рядом с образом Спасителя Вы увидите храмовую икону – Покрова Пресвятой Богородицы. В нашем храме две иконы Покрова Пресвятой Богородицы: храмовая и в иконостасе.
Первые иконы, посвященные этому празднику, были написаны на Руси. Связано это с тем, что праздник прижился именно у нас, Византия его не знала. Самые ранние из известных икон Покрова относятся к XIII веку.
Уже к следующему столетию сложились два основных извода этой иконы. Московский извод изображает само чудесное видение, которого удостоились Андрей с Епифанием; здесь Пречистая Сама держит покров в Своих руках. В изводе новгородском Богородица пишется в позе Оранты, с подъятыми вверх руками, а покров держат парящие пред Ней Ангелы – считается, что это изображение того, чуда которое еженедельно совершалось во Влахернском храме.
Само празднование Покрова Божией Матери было установлено на Руси в княжение св. благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155-1174 гг.), тогда же был возведен первый Покровский храм на Руси – Храм Покрова на Нерли.
История праздника такова: как записано в древнем Патерике, это событие произошло в 910 году, во время царствования императора Льва Мудрого, или Философа. В это время Византия переживала трудный период своей истории. Огромное войско сарацин вторглось в пределы империи. И тогда православные вместе с базилевсом и патриархом собрались во Влахернский храм на ночное богослужение. Тьма окутывала храм, только шум волн залива нарушал благоговейную тишину, все молились: «Пресвятая Госпожа наша Богородица, спаси нас!». В этом храме во Влахернах, на окраине Константинополя, хранилась в драгоценном ковчеге риза Богоматери. Как сообщает Церковное Предание, вместе со всеми горожанами молились Андрей юродивый и верный ученик его Епифаний, ставший впоследствии шестьдесят седьмым по счету патриархом Константинопольским. И вдруг блаженный Андрей увидел Пресвятую Богородицу. Она шла от западных дверей храма в сопровождении святых пророков, апостолов, Ангелов, славящих Пречистую хвалебными именами. Рядом с Богородицей, поддерживая ее, шли Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. И Андрей, и Епифаний видели, как Богоматерь преклонила колена и молилась, проливая обильные слезы. Потом вошла в алтарь, снова молилась и, сняв с Себя покрывающий Ее голову омофор (большое головное покрывало), распростерла его над коленопреклоненным перед Ней народом.
Житие блаженного Андрея, автором которого был священник храма Святой Софии Константинопольской, духовник святого Андрея и его ученика Епифания, не говорит, когда произошло это чудо. Подлинник жития до нас не дошел, а поздние списки и переводы противоречат друг другу. Так, в некоторых говорится о нападении сарацин (арабов) на Константинополь в 910 году, в других видение св. Андрея ни с какими нападениями врагов не связано, в третьих рассказывается о нападении неназванных по имени «врагов» и действие переносится в 911 год. Это совершенно обычное дело – средневековый переписчик часто изменял текст по своему усмотрению, считал своим долгом дополнить содержание тем, что слышал или читал, если, конечно, работал не со Священным Писанием. Позднейшее предание связывает его с походом на Византию русских князей. Тогда Покров Богородицы защитил Константинополь от нападения дружины славян. Их корабли развернулись, и город был спасен. В походе этом участвовал тот самый «вещий» Олег, который прибил «щит на врата Цареграда», и возвратился в родной Киев. До крещения Руси оставалось не больше века.
Фильм о храме
История и современность переплетаются в ролике о храме Покрова в Братцеве, снятом в августе 2015 года.
О нашем храме в книге «Святыни Православной Москвы. Храмы Северо-Западного округа и Зеленограда». Вайнтрауб Л.Р., Карпова М.Г., Скопин В.В. М., Издательский дом «Знаменское» 2000г., стр. 154-186