Иерей Владимир Тоготин ответил на вопросы в телепрограмме «Беседы с батюшкой»
В московской студии телеканала «Союз» на вопросы телезрителей отвечает священник Владимир Тоготин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве.
– Сегодня шестая Неделя по Пасхе, когда вспоминается чудо, совершенное Спасителем над слепым. Две недели назад мы вспоминали похожее чудо, совершенное над расслабленным. В чем разница между этими чудесами? Почему в итоге расслабленный стал гонителем Христа, а слепой исповедником и святителем?
– Когда Христос пришел к купели Вифезда, то увидел слепого, который лежал там много лет и не мог попросить помощи. То ли стеснялся, то ли у него была какая-то внутренняя неприязнь к людям. Это странно. В купели раз в году совершалось чудо: кто-либо из людей исцелялся.
В Евангелии, которое мы читаем сегодня, была другая картина. Христос спросил слепого, хочет ли он прозреть. Человек согласился и потом отблагодарил Господа своей преданностью, стал проповедовать Евангелие. Расслабленный же отнесся к исцелению как-то странно, не оценил это и не благодарил Христа. Слепой был таким от рождения, он не получил слепоту в результате какой-то болезни. Он вообще никогда не видел света, для него это был шок.
Ученики спросили Христа, почему Бог его так наказал: Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?Иисус ответил: «Это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Это важный момент. Часто, встречая несчастных, отверженных, мы смотрим на них искоса: дескать, Бог их наказал, значит, так и надо. Это неправильное, не христианское устроение. Христос в этом месте показывает, что никого не надо судить и осуждать. Люди думают: если человек богатый, значит – благословенный; если бедный, значит – проклятый. У Христа не так. Евангельская парадигма совершенно другая.
Люди отвели исцеленного слепого к фарисеям, которые очень долго допрашивали его, Кто его исцелил, и утверждали, что этот Человек грешник. Слепой отвечал: «Какой же Он грешник? Если бы Он был грешник, то не творил бы чудеса, а сделал бы что-нибудь плохое. А Он сотворил чудо – дал мне зрение».
Допрашивали несколько раз, еще вызывали родителей. В те времена люди побаивались фарисеев, потому что те могли кого-то отлучить от Церкви или наложить прещение. Родители перевели стрелки на сына: «Он взрослый человек, сам за себя отвечает. Мы свидетельствуем, что он был слепым от рождения и получил зрение». Многие удивлялись: ведь это противоестественно… Все видели, как он просил милостыню долгие годы, и вдруг прозрел. Люди сомневались, он ли это. Родители подтвердили. Исцеленный устал от допросов и говорит: «Что вы меня так пристрастно допрашиваете? Хотите быть учениками Христа?» Фарисеи возмутились: «Мы не Его ученики, мы ученики Моисея». Затем они его прогнали, так как у них кончились аргументы. Слепой был благодарен Христу за то, что получил такой великий дар. Он видел, что Иисус не простой человек, а пророк. Об этом он сказал фарисеям. Исцеленный не понимал, что это Господь Иисус Христос, Вторая Ипостась Святой Троицы, но он стал предан Ему и проповедовал Евангелие.
Расслабленный же, наоборот, оказался неблагодарным человеком и наябедничал на Христа: «Он исцелил меня в субботу». Господа нужно благодарить за любые Божественные проявления: и положительные, и отрицательные. Конечно, мы не хотим воспринимать какие-то отрицательные явления: болезни, плохие происшествия, которые с нами случаются. Мы начинаем роптать на все подряд, даже на плохую погоду. Сейчас ропщем, что холодно; станет тепло, начнем роптать, что жарко. Человек так устроен. Слепой оказался благодарным, заступился за Христа, Которого хотели подловить на том, что Он исцеляет в субботу.
Сейчас происходит то же самое. Людям показывают белое, они говорят, что это черное. Показывают черное, они говорят, что это белое. Это какой-то фанатизм. Как было 2 000 лет назад, так осталось и сейчас. Люди не хотят видеть правду Божию, чудеса Божии, пытаются как-то это осквернить, очернить. Времена не меняются. Есть люди с открытым сердцем, они со Христом. А есть люди, которые постоянно завидуют, осуждают. Эти страсти, как камни, тянут вниз, затмевают человеческое зрение. Это самая главная проблема.
Про что эта притча? Про человеческое зрение. Человек или увидел, или не увидел свет Божий. Одному и читаешь, и говоришь, и рассказываешь, и доказываешь, и даже приводишь исторические факты, а он говорит: «Нет, не верю». У него какое-то упрямство, не верит и не хочет. А у другого сердце открытое, он как плодородная почва: посадил семечко – и сразу выросло дерево. Трудно размышлять, почему это происходит. Скорее всего человек имеет какое-то благое расположение к людям, доброту. А страсти, которые мы впускаем в себя, губят нас. Почему фарисеи ловили Христа? Ведь они даже натравили на Него Понтия Пилата, который хотел Его отпустить: «Я не вижу в Нем вины». Но лейтмотивом звучало: «Распни Его!» Это все фанатизм, который рождается от гордыни и тщеславия.
– Вопрос телезрителя: «Господь говорит: хочешь прозреть и увидеть свет? После смерти человек находится там, где ему нравится. У Бога нет мертвых, все живые. Значит, души тех, кто жил раньше, присутствуют с нами в храме на службе?»
– Трудно рассуждать про усопших. В Евангелии говорится, что человеческие души неуничтожимы, но мы не знаем, где они пребывают… Хотя у нас есть некоторые откровения. Многим святым было дано видеть, как люди отходят ко Господу. У преподобного аввы Дорофея есть «Душеполезные поучения», где описывается случай, когда молодой человек, пришедший в монастырь, уже в 16 лет стяжал благодать – и Господь забрал его к Себе. Святые старцы духовным зрением увидели, что Он его забрал, увидели этого юношу с венцом. Не всем дано видеть, попал человек в рай или в ад. Но многие имеют какую-то связь с потусторонним миром. Для этого нужно быть святым человеком. Например, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский имели возможность видеть будущее, предсказывать его благодаря своему духовному опыту и чистому сердцу. Мы же, простые люди, знаем только то, что если человек любил жить по заповедям Божиим, то он окажется со Христом.
Буквально вчера или позавчера читали Евангелие, где Господь говорит: «Кто хочет быть со Мной, пусть соблюдет Мои заповеди». Это достаточно просто: старайся жить по заповедям, исполняй их, и Христос тебя возьмет. Он также говорит: «Я и Отец одно. Кто будет исполнять заповеди Мои, того и Отец возьмет», то есть этот человек попадет в Царство Божие. Все христиане хотят туда попасть. И тот, кто выполняет заповеди, будет там. В этом нет никакого сомнения.
– Вопрос телезрителя Константина: «Почему Недели о слепом и расслабленном установлены Церковью именно в пасхальный период? С чем это связано?»
– Что такое Пасха? Это Воскресение. Что такое Воскресение? Если вкратце, то это исцеление греховной человеческой природы. Для чего воскрес Христос? Чтобы исцелить человеческую природу в Самом Себе. На протяжении всех пасхальных седмиц мы видим проявления, связанные с исцелениями и водой. Неделя о самаряныне тоже косвенно связана с водой. Когда Христос пришел в Самарию, Он увидел женщину, которая стояла у колодца Иакова. Она попросила у Него воды, у них завязался диалог. Он сказал: «Я дам такую воду, что не будешь жаждать вовек». Эта женщина восприняла Христа, как и слепой, поверила Ему. Потом она пошла в свое селение и сказала: «Я нашла Мессию».
Христос и фарисеям проповедовал, даже воскресил Лазаря, который четыре дня лежал в гробнице и уже смердел. Но фарисеи все равно не поверили Ему. А самарянка поверила. Одна беседа сделала ее из блудницы святой женщиной. Так Господь воздействует на сердца людей. Он спросил ее про мужа. Она честно ответила, что у нее его нет, не стала лукавить. Он говорит: «Правду сказала, нет у тебя мужа. И этот не муж тебе». Она была настоящей блудницей с точки зрения христианского понимания. До этого мужчины у нее было еще пятеро. По каноническому праву Русской Церкви третий брак критический. Наша Церковь не разрешает четвертый брак. А у самарянки пять мужей и шестой любовник. И вдруг Христос ее избирает. Она идет в селение и рассказывает про Мессию. Самаряне были чистые сердцем, пригласили Его пожить с ними несколько дней. Господь согласился. Они полюбили Его. И потом она пошла с Ним и проповедовала Евангелие. За проповедь была казнена.
Везде лейтмотивом идет вода. Вода – исцеление, вода – Воскресение. Водой исцеляется плоть человеческая. Для чего пришел Христос? В чем смысл Его жертвы? В чем смысл Воскресения? Человек настолько слаб, настолько подвержен страстям, грехам, что сам не может с этим справиться. Мы все время хотим как лучше, составляем планы, но получается как всегда. Так происходит потому, что всё делаем без Бога. А если быть со Христом, то достаточно сделать один шажок, и Господь поможет, и случится чудо.
Сегодня в храме одна женщина спросила, какие у нас бывают чудеса. Я ответил, что у православных каждый день совершаются чудеса. Они бывают разные: и большие, и маленькие. Бывают исцеления. Или человек отчаивается и думает, что все пропало. Но достаточно прийти в церковь, и вдруг происходит что-то непонятное, и Господь все устраивает. Мне часто говорят: «Батюшка, мне было так плохо, я помолилась, и все вдруг получилось хорошо. Это чудо!» Я сталкивался с людьми, которые приходили в храм в состоянии страшных болезней, перед операцией, в состоянии исступления. Любой священник может рассказать множество таких случаев. Я всегда говорю: «Господь благословит. Дай Бог, чтобы у Вас операция прошла хорошо. Обязательно выздоравливайте, а потом придите расскажите». И люди приходят. Много таких случаев, что люди исцелялись. Я им говорю: «Теперь благодарите Бога». Самая первая наша ошибка в том, что мы получаем исцеление и забываем поблагодарить Бога, начинаем приписывать это таблеткам или врачам. Врачи, конечно, стараются, несут свой подвиг. Но самое главное – это не таблетки, не врачи, не мы сами, а Господь. Он творит чудеса. Природа человеческая слаба и грешна. Господь отдал Своего Сына, Который пришел на землю, воплотился, стал Человеком, оставаясь полноценным Богом. Он исцелил человеческую природу в Самом Себе и воскресил ее.
Через несколько дней праздник Вознесения Господня. Для многих христиан это грустное событие. Было 40 дней Пасхи, радость. Каждый день людей кропили святой водой, все кричали «Христос воскресе! Воистину воскресе!» И вдруг всё, Он от нас вознесся. Но это не грусть, а радость, ведь данное событие оставило наследие – исцеленную природу человеческую, которую Господь вознес на небо, к Своему Отцу, и обожил ее. Лейтмотив воды на протяжении всего пасхального времени подтверждает это. Очень разумно наши святые отцы составили службы, чтобы вспоминать эти события.
– Вопрос телезрителя: «Известно, что Христос Богочеловек. На кресте умерла и затем воскресла только человеческая природа Христа или Божественная тоже? Что было с Божественной природой Христа в этот момент?»
– Божественная природа неподвижна, с ней ничего не может случиться. Она была, есть и будет. Мы не можем ее оценить своим рациональным умом. Наши познания и способности намного ниже. Именно поэтому в Церкви не разрешается изображать Бога Отца, ведь Его никто никогда не видел. Христос полноценный Человек, поэтому мы Его изображаем. Бог Отец сделал Своего Сына Человеком. Христос воспринял человеческую природу в Самом Себе и исцелил ее. Но Его Божественная природа не умерла. Бог есть совершенный Дух, Вездесущий. Он не может ни умирать, ни рождаться.
«В раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». Это тема исцеления человеческой природы во Христе. Господь, будучи распят, спустился во ад и вывел оттуда всех грешников и праведников. Некоторые святые отцы говорят, что с Ним пошли все, кто захотел. Люди откликнулись на призыв Христа и пошли с Ним. Но были и те, кто не захотел идти к любви, свету, радости, красоте. Они остались ждать чего-то другого.
– Видимо, нового мессию.
– Лжемессию. Мессия уже есть. Возвращаемся к фарисеям. Гордость, упертость, тщеславие – страшные человеческие качества. Они тянут любого человека вниз, как камни, привязанные к ногам. И казалось бы, пришел Сам Христос позвать праведников из ада. Что может быть радостнее? Но нашлись такие, которые остались. Это страшно. Вкус ада кому-то нравится. Такие вещи непостижимы для человеческого ума.
Разбойник стал первым в раю. Это образ величайшего грешника, который всю жизнь делал злодеяния. И вдруг он первый в раю. Это противоречит здравому смыслу. Для неверующего человека непонятно, как разбойника наградили раем, когда некоторые праведники, начетчики, книжники пошли в ад на муку вечную. Все перевернуто. А если разбираться по-христиански, то все правильно. Грешник, который опустился до дна, увидел всю свою человеческую природу. И он сказал другому разбойнику, который хулил Христа: «Зачем ты Его хулишь? Мы с тобой достойное по делам приемлем, а Он Человек невинный, Его распяли за добродетели». За эти слова разбойник был награжден. Господь сказал ему: «Ты первый будешь в раю».
Есть умилительное церковное предание. Когда Святое семейство бежало от Ирода, они оказались в пустыне и на них напали разбойники, которые собирались их убить. Главарь шайки вдруг открыл пелену, где лежал Младенец Иисус, и с ним произошло что-то невообразимое. И он сказал: «Не трогайте их, отпустите». Произошло чудо: ни Богоматерь, ни Иосифа, ни Спасителя Христа не тронули. И есть предание, что именно этот разбойник и встретился с Ним на кресте. Это апокрифическое сказание, но оно очень трогательное. Может, так и было. Я в это верю. Разбойник оказался первым, несмотря на то, что был убийцей и негодяем. Он признался во всем, покаялся. А можно быть «праведником», но задирать всех, считать хуже себя.
Евангельская история противоестественная, нерациональная, в ней ничего не сходится. Но когда человек начинает жить по-христиански, то получается полная гармония и все сходится.
Если неверующему сказать, что надо поститься, он ответит: «Зачем? Кому это надо?» Один мужчина спросил у меня: «Разве Богу будет хорошо от того, что я в пятницу не съем сосиску?» Он не понимает простых вещей. Христиане любят пост, ведь это оружие, очищение, радость. В Прощеное воскресенье люди настраиваются поститься, читают богослужебные тексты, поют стихиры. Это позитивные впечатления. И в понедельник первой седмицы поста поются не грустные, минорные песнопения, а мажорные. В храме радость, поклоны. Люди поздравляют друг друга с началом поста. Это великий праздник и радость на душе. А неверующий этого не понимает. Умом этого не понять.
Если подумать рационально, то зачем себя мучить? Хочется тебе сосиску – почему бы ее не съесть? А если с кетчупом – еще вкуснее. А мы не едим сосиски по средам и пятницам, потому что хотим быть со Христом. И мы знаем, что для нас это два скорбных дня: среда, когда Иуда предал Спасителя, и пятница, когда Христа распяли. Соблюдением поста в эти дни мы причисляем себя к христианам. То есть можно проверить, настоящий ли ты христианин: постишься в среду и пятницу – значит, настоящий христианин, а если не постишься – значит, пока только идешь ко Христу или не хочешь идти.
Это очень важно. Поэтому нужно все это сердцем постигать, одним разумом все понять невозможно. Только полнота человеческая может постичь это. А человек, как мы знаем, состоит из души, духа и тела.
– Вопрос телезрителя: «На протяжении своей жизни я все время получаю помощь по молитвам Пресвятой Владычицы Богородицы, чувствую на себе Ее материнскую любовь. Она никогда не оставляет в беде, всегда помогает. Меня спрашивают, почему я не обращаюсь к Богу напрямую. Как это лучше объяснить, как донести до людей?»
– Я Вас прекрасно понимаю, потому что действительно Божия Матерь всем помогает, Она наша Заступница, Ходатаица перед Богом. Но я Вам советую: к Богу тоже надо обязательно обращаться. Я думаю, что Вы, наверное, читаете Иисусову молитву. Если не читаете, то обязательно надо читать и обращаться напрямую к Богу.
Но я Вас прекрасно понимаю, потому что Божия Матерь по Своей природе очень добрая, Она всегда откликается. Мы знаем: стоит чуть-чуть помолиться – и Божия Матерь все устраивает.
Я служу в храме, который посвящен Покрову Божией Матери. И всегда мы с прихожанами молимся: «Пресвятая Владычице, покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла». И всегда Божия Матерь откликается. Она как будто антиядерный щит воздвигает над нами, чтобы нас не достигли все стрелы лукавого. Вы всё правильно делаете.
Можно также молиться и святым, потому что они тоже ходатайствуют за нас пред Богом. А у нас на Руси очень много святых. Не знаю ни одной Церкви, где было бы столько святых, почитаемых народом: и преподобный Серафим, и преподобный Сергий… Если открыть церковный календарь, там очень много святых. И сейчас мы обрели еще новомучеников. Наша Церковь самая счастливая.
Были страшные казни, убийства, когда людей свозили на полигоны для расстрела. Мы недавно служили на Бутовском полигоне, где были расстреляны эти несчастные люди. Мы-то их считаем несчастными, а они счастливые, им Господь дал венцы. Теперь мы им молимся – и они нам помогают. Как Господь все преломил: кошмар, грех, страшные убийства – в радость. Вот как Господь может из отрицательного делать положительное, из ничего делать красоту, из греха – добродетель. А мы, к сожалению, делаем все наоборот, пытаемся все испортить, куда ни ступит наша нога.
Спрашиваешь некоторых: что такое грех? Любой грех – это просто перевернутая добродетель. Взяли добродетель и перевернули – получился грех, извращение. Поэтому, конечно, надо молиться и Божией Матери, и Спасителю, и святым, у нас очень много святых, и они помогают. Любой православный христианин знает: даже один святитель Николай сколько добрых дел делает, сколько помогает… Или Ксения Блаженная. Стоит ей помолиться, она сразу откликается. И Матрона, наша московская святая.
Была такая распря в процессе канонизации, когда очень многие были против канонизации блаженной Матроны и Царственных страстотерпцев. Относились к этому скептически, рационально. Я знаю одного человека, который был категорически против канонизации матушки Матроны, считал, что все это народное поверье, когда земельку брали на Даниловском кладбище. Он говорил, что такие люди не христиане, а язычники.
И вдруг с ним происходит такое чудо: он рукополагается, Господь дает ему священный сан, и его определяют на служение в Покровский монастырь, где находятся мощи святой Матроны. Вы не представляете, как он преобразился. Он мне звонит и говорит: «Матушка реально помогает (а он такой скептик был), по ее молитвам совершаются чудеса!» Он стал истинным свидетелем этого. Причем он молится и за людей, которые об этом просят, и сам – и она ему помогает.
Я знаю многих, которые к Царственным страстотерпцам относились скептически. Их можно понять. Представляете, всю жизнь старшему поколению внушали, что Николай II был олицетворением зла. «Кровавая печать», Кровавое воскресенье все время вспоминаются. А на самом деле события исторически совершенно извращены, нам всё по-другому преподали. Была обычная провокация, но приписывают произошедшее Николаю II. Были люди против его канонизации. А когда канонизировали Царственных страстотерпцев, люди стали им молиться. Многие поняли, что помогают молитвы этим святым, они были действительно достойные люди. У государя, конечно, были недостатки, как у всех нас. Но начинают подкапываться, искать какие-то грехи: Николай II в карты играл, курил. Но забывают, какую боль и страдания он претерпел за Россию и как сейчас молится за Россию со своими родственниками. Поэтому никогда не надо делать какие-то преждевременные выводы, всегда нужно все испытывать и разумом, и сердцем. И тогда Господь обязательно даст ответ.
– Когда мы говорим про святых, подразумеваем, что они ходатайствуют за нас. Мы даже обращаемся к святым, например, так: «Блаженная мати Матроно, моли Бога о нас». Как здесь понять правильно, кем совершается чудо, кто оказывает помощь?»
– Конечно, помощь оказывает Господь по молитвам святых. Но они стоят близко к Нему, и Он слышит их. В силу наших грехов не всегда Господь может нас услышать. Или мы, в силу своей инертности, не всегда можем так истово молиться, как святые. А к святым можно обратиться, в этом ничего плохого нет. И они реально помогают. Но помогает в итоге Господь, Он Творец, Он все для нас делает из ничего.
Человеческому разуму это просто невозможно понять. Скажите какому-нибудь неверующему физику, что из вакуума, в котором нет материи, сделали такую красоту: моря, горы, красивые реки, дубравы. Сама природа – как Евангелие. Не верит человек, что можно из ничего все это создать. А Господь все создает из ничего. В том-то и тайна мироздания. Начинают какие-то теории выдвигать: большой взрыв… Ничего подобного: Господь все творит из ничего. А как творит – это уже Его дело, не надо нам лезть в эту технологию творения.
Даже после грехопадения человека наш мир так красив, что глаз не оторвать. Иногда приедешь куда-нибудь, увидишь снег на горе, а внизу море, плещутся волны – и не можешь оторвать глаз от такой красоты. Это потрясающее Божественное чудо, которое тоже сделано из ничего. Поэтому Господь все может, Он Всемогущ, Всеведущ. И, конечно, надо к Нему обращаться, не смущаться этого и не стесняться.
– Еще одну тему хотел бы затронуть. В Евангелии, в эпизоде о слепом, ученики спрашивают, кто виноват: он или родители его? А могли родители быть виноваты? Соответственно, если переносить это на нашу реальность, могут ли родители быть виноваты в болезни ребенка? Они, вероятно, подозревали, что слепой наказан этой слепотой. Может ли Господь наказать детей за грехи родителей?
– Господь не может наказывать за грехи родителей. Он сразу ответил на этот вопрос ученикам. Так получилось, что человек слепой для того, чтобы явить милость Божию, чтобы люди увидели это чудо. Чтобы показать людям тайну исцеления, тайну воскресения. Для нас это образ воскрешения природы человеческой.
Но мы знаем родовой грех. Это немного другое. Дети страдают за родителей, это мы знаем наверняка. Но это не их вина. Некоторые предлагают: давайте каяться за грехи наших предков. Как мы можем каяться в грехах предков, если мы в них не виноваты, их не совершали? Человек может каяться только в своем личном грехе.
Точно так же и дети. Если вы будете постоянно пить, употреблять наркотики, курить, у вас может родиться не совсем здоровый ребенок. Виноват он в этом? Нет, конечно. В 30-е годы были такие люди, которые были увлечены коммунистической идеей, по своей гордости они расстреливали своих близких, рушили храмы, а потом просто сходили с ума. И действительно, до седьмого колена происходило такое нарушение рода. Это даже не наказание, а родовой раскол. Рождались дети с уже помраченным умом или с какими-то уродливыми болезнями, с синдромом Дауна или умирали. Ни в коем случае нельзя никого осуждать.
Но мы знаем, что человек страдает до седьмого колена от грехов своих предков. Но он страдает не за их личные грехи, в грехах рода он не виноват. Надо четко понимать: человек виноват только в своих делах, и каяться он может только за свои грехи. А страдать может. Например, кто-нибудь взорвет бомбу – и мы будем страдать, и последующие поколения. В Хиросиме и Нагасаки американцы взорвали бомбу, а люди до сих пор страдают, рождаются с онкологией. Кто виноват? Те, кто сделал зло, и из-за них страдают невиновные. Так и люди, которые живут непотребно, не хотят соблюдать элементарные духовные заповеди, которые нам даны в Евангелии, подвергают опасности не только себя, но и все свое потомство.
Ведущий Александр Черепенин
Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро