Иерей Владимир Тоготин принял участие в программе «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз»
14 марта настоятель нашего храма иерей Владимир Тоготин принял участие в программе «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз».
***
Сегодня мы беседуем с иереем Владимиром Тоготиным, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве.
– Идет Великий пост – почти не читаются Евангелия и Апостол, зато читается Книга Бытия и Книга Притчей Соломоновых. Сегодня мы слышали замечательный отрывок из Книги Бытия об изгнании Адама и Евы из рая. Это событие – одно из основополагающих в христианской истории, поскольку именно из-за грехопадения на землю пришел Сам Бог, став Человеком.
В сегодняшнем чтении Бог говорит: Адам стал как один из Нас, зная добро и зло. В чем выражается подобие Адама Богу? Мы знаем, что дьявол искушал Адама, убеждая его вкусить от запретного древа, чтобы тот стал как Бог. Стал ли Адам как Бог?
– Конечно, не стал. Эти библейские строки являются прекрасной притчей, моделью для нашей христианской жизни. В данном случае было указание не вкушать от древа познания добра и зла. Адам, к сожалению, решил ослушаться Бога – это привело к фатальным последствиям.
Самая главная задача всего мироздания, нашей жизни, Божественной задумки – чтобы мы жили в любви, мире, радости, счастье. Наши слова, конечно, очень слабые и не подходят к Царству Божию: там все совершенно иное. Как говорил апостол, теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло… тогда же лицом к лицу.
В Писании даны некоторые образы, притчи, по которым мы можем учиться и совершенствоваться. С данной притчи начинается человеческая жизнь на земле. Мы видим историю, как первенец Каин дает в жертву Богу растительные плоды, которые он взрастил на поле, а младший сын Авель – животные плоды. Я думаю, главное не то, какая жертва, а то, с каким духом она была принесена. Мы знаем, что Каин принес жертву с окаменелым сердцем: родители научили его, что надо приносить Богу жертву, и он сделал ее автоматически, формально. У Авеля же было горящее сердце. Господь видел его горящее сердце и тут же показал это: на жертву Авеля сошел огонь, а жертва Каина осталась нетронутой.
Что происходит? Просыпается человеческая зависть. Каин не может этого вытерпеть: он считает себя старшим сыном, и вдруг Бог принимает жертву брата, а его – нет. Он убивает своего брата. Это страшное злодеяние, смертный грех, как мы сейчас говорим.
Для нас это прекрасная модель поведения всего человечества впоследствии. То же самое происходит и в нашей жизни: мы пытаемся делать доброе, но, к сожалению, скатываемся в пропасть зависти, когда видим, что наш брат, сослуживец или друг имеет больший успех, большее продвижение по службе. Появляется зависть в сердце – она мешает нам жить, и в конце концов мы теряем то, что дал нам Господь.
Что от нас требуется, чего от нас ждет Господь? Искоренения страшных страстей – таких, как зависть. Если возвратиться к Адаму, то он был изгнан из рая; ему казалось, что, вкусив плод, он познает добро и зло и станет как Бог – этого не случилось потому, что он нарушил послушание. От нас Господь требует именно послушания, согласия, любви; чтобы мы соглашались с теми заповедями, которые нам дает Господь в Писании. Есть прекрасные заповеди в Евангелии, Писании Ветхого Завета: мы поучаемся на притчах Соломона, книгах Моисея. Они даны, чтобы мы брали из них опыт.
Мы знаем из Евангелия, что в конце истории произойдет спасение рода человеческого и дьявол будет посрамлен. Получится так, что человек все равно станет богом: Господь пошлет Сына Своего Единородного, Который взойдет на Крест, искупит все грехи. Дьявол пытался обмануть человека, разрушить его природу, и вроде бы у него получилось – ничего подобного. Господь все равно призывает человека в рай, и происходит его обожение восшествием Христа на Крест, тридневным воскресением, вознесением человеческой природы.
Такая история дается нам в Ветхом Завете – есть над чем поразмышлять. Главное понимать, что зависть – страшный грех. Мы не должны погружаться в болото зависти, соперничество, но должны иметь рассуждение. Если что-то не получается – не получается по определенным причинам. Мы должны найти в себе корень зла и исправить это зло, а не пытаться исправить свои проблемы за счет других, что мы и пытаемся делать.
В чем наша проблема? Не получается – мы тут же ищем виноватых. Сосед, друг, брат – все виноваты, а когда начинаешь рассматривать ситуацию, то видишь: «Я же сам поступаю неправильно, ошибаюсь». Прекрасная притча про Адама и Еву, их детей Каина и Авеля, про жертвы, и Господь говорит о том, чтобы мы имели правильное осмысление мироздания и не поддавались таким страстям, как зависть, что приводит к фатальным последствиям; в частности, привело к первой человеческой смерти.
– Вопрос телезрителя: «Когда Адам пал, Господь в раю сказал: теперь Адам познал добро и зло, как Мы. Как понять, что у Господа есть добро и зло? У Него одна любовь. Стал как один из Нас потому, что беседа идет со всей Святой Троицей. Но разве Господь знает зло?»
– К сожалению, есть понятие «зло». Оно бывает через людей и злых духов. Мы знаем, что злые духи сотворены задолго до человека (у Бога нет времени, мы рассуждаем по-человечески). Дьявол сподвиг на зло человека, и человек действительно познал добро и зло.
Как нет зла? Мы сами встречаемся с ним, несмотря на то, что знаем: есть Господь, Который нам помогает; есть чудеса, которые творятся в мире. Сейчас, кстати, началось мироточение икон – это явление совершенно не поддается физике, ученый человек его не может объяснить. Это противоестественное явление нам дает Господь, чтобы мы осознали свои грехи, могли покаяться и прийти в правильное русло.
Человеку, наверное, нужно было зло для того, чтобы пройти какую-то школу. Представьте, что рождается маленький ребенок: он зла не знает, для него все добрые, родители его любят. Когда он встречается с обидой (обидят сверстники или получит болевой эффект), он начинает познавать зло. Дети, в сущности, как ангелы: чистые и непорочные. Но со временем даже ребенок заражается злом и познает его так же, как Адам.
Адам – проекция, модель человека. Он был непорочный, не знал зла, а потом сделал преслушание. Тот же маленький ребенок. Ему говорят: «Не ходи туда, пожалуйста», а он не слушается, трогает горячую сковородку и получает ожог. Папа дает ему по пятой точке, наказывает – тот плачет. Папа делает правильно, чтобы предостеречь его от зла, и приходит опыт. Я думаю, что зло попускается Господом, чтобы нас воспитать, чтобы мы знали, в каком направлении идти. Господь говорит в Евангелии: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Что такое совершенство? Познание добра и зла на своем опыте и отрицательном опыте жизни других. Не будет никакой жизни, если все будет одно добро и любовь. Мы живем в мироздании, которое создал Господь, – естественно, мы должны любить Бога и слушаться Его, но получается, что мы отходим от Него. Зло идет от самого человека.
Первое зло пошло от ангелов: когда Господь создал их, то самый первый ангел отвернулся от Него и захотел быть как Бог. Он поставил против Бога одну треть ангелов, которые превратились в бесов. Это первый акт зла. Знал ли это Господь? Я думаю, знал, но попустил это.
Сейчас мы знаем, что есть зло и добро. Многие неверующие люди говорят: «Где же ваш Бог? Происходит много зла: детей убивают, в детские дома отдают». Господь попускает нам это зло, когда мы отходим от Бога, не слушаемся Его. Когда мы уходим из Божественной сферы – оказываемся в сфере зла. Непослушание, отход от Бога – зло, которое нам попускает Господь для нашего же воспитания и совершенства, чтобы душа возрастала и мы потихоньку, по лестнице, как говорил преподобный Иоанн Лествичник, восходили к Богу. Мы призваны к обожению, и, думаю, для этого все и существует. Такова сложная система мироздания.
– Классическое определение зла – отсутствие Бога. Человек осознанно или по попущению Бога выбирает путь туда, где Его нет. Поскольку Бог Вездесущ, то человек выбирает путь отказа от Бога, закрывается от Него и оказывается в состоянии зла. Возникает вопрос: почему человек, находясь в таком состоянии, часто считает, что оно хорошее? Почему кажется, что жить без Бога кажется хорошо?
– На самом деле это иллюзия, мнимая идея. Нормальный человек, оказываясь без Бога, понимает, что это плохо: он остается один на один с опасностями, бедами. Простейший пример. Когда мы живем, отказываясь от Бога, нам кажется: «Как хорошо, я свободный! Буду делать что хочу; не буду себя ни в чем ограничивать, буду жить по полной, безлимитно». И к чему мы приходим? Человек возвращается обратно в Церковь и говорит: «Батюшка, я больше не могу так жить». Потому что тут же на него падает метеоритный дождь житейских проблем. Он не хочет жить по духовным законам, живет без Бога, но в результате возвращается обратно к Богу и понимает, что с Ним хорошо: он находится под защитой, в любви, свете, радости.
Вспоминается преподобный Серафим Саровский. Наши русские святые – прекрасный пример. Им не надо было говорить много слов. Человеку, который приходил к преподобному Серафиму, живущему свято, ничего не надо было: он приходил, причащался Духа Святого и уходил утешенным. Если человек отходит от святости – он все равно рано или поздно, получая отрицательный опыт вкушения зла, возвращается к Богу, потому что понимает: без Бога жить нельзя.
Особенно это касается церковных, верующих людей. Когда человек еще не вкусил Божественной любви, не пребывает в Церкви – Господь его мягко призывает, защищает. А если человек, будучи в лоне Церкви, уходит из нее, то из собственного опыта мы знаем, что получаются страшные вещи. Человек пропадает: на него накидываются бесы. Когда Дух Святой в сердце человека – он вкушает благодать, Божественную радость. Но когда вдруг по каким-то причинам человек решается идти своим путем, отрицает Бога, уходит из Христовой Церкви – на него нападают семь злейших духов, и случаются страшные вещи.
Я видел очень много людей, которые служили, трудились, воцерковлялись, а потом вдруг что-то их смущало, была сделана подножка. Они уходили и пытались жить сами по себе. С ними случались страшные вещи, ни с одним светским человеком, который еще не познал Бога, такие вещи не случаются. Господь не трогает человека, который еще не пришел к Нему, – Он его потихоньку призывает.
От Бога нельзя уходить, это очень опасно. Духовный закон из Евангелия работает железно: человек, уходящий из Церкви, получает семь злейших духов и не всегда может вернуться обратно. Чтобы вернуться в Церковь, ему надо проделать большой путь покаяния.
– Что случается с человеком, который, будучи церковным, покидает Церковь? Почему Бог это попускает, отпускает овечку из Своего стада на съедение волкам?
– Господь в Евангелии говорит: все грехи простятся человеку и хула на Сына Человеческого, а хула на Духа не простится человекам. Человек знает: Господь есть – и Он есть любовь; Господь создал человека и приглашает его к Себе. Тот сознательно отрицает Его, и получается хула на Духа Святого. Многие люди родились в другой традиции, религии – они не вкусили этой любви и церковной сладости, что мы знаем из наших богослужений, православной культуры. Господь рано или поздно их и их родных призовет. А если вкусивший это человек променял дар, который ему дал Господь, на чечевичную похлебку – это непростительно. Чтобы покаяться в этом, нужно проделать большой труд в своей душе. Имейте любовь Божию и никогда ее не теряйте: кто бы вас ни смущал, ни отвращал от Бога – имейте жемчуг, который надо хранить до конца жизни. Тогда получите брачную одежду и будете со Христом в вечности.
– Вопрос телезрителя: «В Книге Бытия описывается: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Живая душа – совокупность тела и Божественного дыхания. Нигде не описывается, что душа – отдельная субстанция. Я читал греческую философию: Платон, Сократ и прочие греческие философы исповедовали, что душа отдельная субстанция, которая прилетает и улетает в космос. Получается, что философы-язычники, которые исповедовали множество богов, повлияли на христианское учение? Как это понять?»
– В какой-то степени Вы правы. Платон действительно был языческим философом, но он был очень близок к христианству. Все его постулаты практически граничили с ним: он, конечно, не знал учения о Троице, Жертве Христовой, но стоял к этому близко. Это подтверждает то, что все наши великие святители, основатели православного богословия (Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст), учились в языческой школе Платона и Аристотеля, прошли прекрасную философскую школу. На этой базе они могли создать полноценное христианское учение, которое мы имеем сейчас и которое Христос дал нам в Евангелии.
Вы совершенно правы, тело, душа и дух неразделимы. Однако мы знаем, что в результате грехопадения человек лишается тела после смерти и душа отходит к Богу. Мы также знаем, что Господь дал обетование: тело возродится и соединится с душой. Человек не будет вечно в состоянии, когда есть только одна душа. Человек – гармоничное существо, созданное по образу и подобию Божию, он имеет не только душу, но в том числе тело и дух, которые дал ему Господь.
Учение о Троице – великая тайна для нас. Однако все в мире троично: вода бывает жидкая, кристаллообразная и парообразная. Любой музыкант скажет, что на трех звуках можно построить полноценное музыкальное произведение: на двух нельзя, но трезвучие – это уже гармония. Что такое семья? Адам, Ева и дети – треугольник получается.
Почему Адам был изгнан из рая? За преслушание. И когда у Адама и Евы были уже дети, Ева рассчитывала, что Каин станет искуплением, они же находились в состоянии травмы: быть в раю и вдруг получить страшное изгнание. Это страшный контраст. Представьте, мы живем в комфорте, у нас свет, тепло, Интернет, и вдруг нас выгоняют на Северный полюс… Это страшное состояние, которое испытывали наши прародители. И когда родился Каин, Адам и Ева, конечно, на него рассчитывали, думали, что он будет как некий искупитель, но, к сожалению, этого не случилось: он, наоборот, стал убийцей…
Конечно, троичность и в человеке есть; в принципе, все понятно. У Платона и других философов что-то еще оставалось непонятным. Они шли правильным путем, но не знали еще Христа, не знали учения об искуплении, обожении человека. Да, они находились где-то близко к этому, и философов интересно читать, конечно: и Платона, и Аристотеля… Но все-таки мы должны ориентироваться не на языческих философов, а прежде всего на Евангелие – это конечная точка, вершина, венец того, что нам дал Господь. Когда мы будем ориентироваться на Евангелие, все сразу станет понятно и прозрачно.
– Хотел добавить про греческих философов: ведь в христианской традиции некоторых из них даже называют христианами до Христа. В частности, по-моему, к ним относят Платона, Аристотеля, Сократа. Некоторые изображены даже на фресках Благовещенского собора Московского Кремля.
– Совершенно верно.
– Получается, если они были христианами до Христа, они познали христианское учение, как бы его предвкушая. Значит ли это, что человек вне Церкви тоже может обрести Бога?
– Нет, конечно. Они просто готовили путь. Буквально в эту субботу мы праздновали день первого и второго Обретения главы Иоанна Предтечи. Иоанн Предтеча – прекрасный святой, наверное, первый святой после Божией Матери, которого нам дал Господь. Он тоже был тем, кто подготавливал пути Господни. Сравнивать Иоанна Крестителя и языческих философов, может быть, не совсем корректно, но и они в каком-то смысле подготовили тот базис, на котором зиждилось христианство. Господь сделал все настолько мудро! Прежде чем отдать Своего Сына, Он подготовил людей: подготовил умы человеческие и сердца.
Когда я первый раз читал Платона, я был удивлен: действительно кажется, что он христианин. Но чего не хватает? Вот я еще раз повторяю: не хватает самого главного. Не хватает учения об искуплении человека, его обожении и о Жертве Христовой. Жертва Христова открывает нам дверь в Царство Небесное. И как бы правильно ни рассуждали Платон и другие философы, они не понимали, что человек – существо греховное и смертное.
Нет ни одного бессмертного человека. И мы все уйдем из мира земного, но надо сказать, что смерть – это великое благо, которое Господь дал человеку. Мы всё боимся – смерть, смерть, рисуем ее с косой, но ведь если бы не было смерти, представляете, что человек бы испытывал? Постоянные скорби, которых после 50-60 лет становится только больше. Смерть избавляет от этого.
Господь дает какой-то отрезок испытаний, искуса, чтобы человек совершенствовался, получал опыт на земле – как мы вначале говорили, опыт познания добра и зла. Без зла трудно человека испытать…
Господь говорит: «Слушайся Меня, человек, и будет у тебя все хорошо, живи по послушанию и будешь всегда в радости, мире и любви». Жертва Христова – это как раз то, чего нам не хватало на земле. Теперь человека, идущего за Христом, после смерти ожидает обожение. Каждый христианин, который причащается Тела и Крови Христовых, соединяется со Христом, призван к обожению. Мы знаем, что все христиане являют собой мистическое Тело Христово. Это великая тайна, Божественная, церковная, которую, конечно, познать до конца на этой земле мы не сможем в силу ограниченности нашего ума. Но Церковь нам об этом говорит, и нам известны определенные метки в Евангелии, в Священном Писании – мы должны на них ориентироваться. Это обетования Божественные. «Человек, если ты будешь жить со Христом, если будешь жить по евангельским заповедям, причащаться Его Тела и Крови, ты будешь жить в новом мире в состоянии обожения. Ты будешь новым Адамом». Есть такое понятие – Новый Адам. Старый Адам подвергся грехопадению, а Новый Адам – это Христос, Который вернул человеческую природу к обожению. И дьявол, как мы говорили, был посрамлен.
– Кстати, о смерти мы будем вспоминать в эту субботу: ближайшие три субботы родительские, заупокойные. Один из вопросов по теме родительских суббот пришел нам в сетях: «Перед родительскими субботами в пятницу – вечернее заупокойное богослужение. Скажите, пожалуйста, если пойти на эту службу, заменит ли она службу утра родительской субботы? Могу ли я сходить на службу в пятницу, а в субботу уже не ходить?»
– Можете, конечно, делать что хотите, но нас батюшка учил, что надо вечером приходить на службу, чтобы подготовить себя к службе утренней. Все-таки доминантой является утреннее богослужение. Потому что это литургия, и как раз на литургии совершается великое таинство Евхаристии, о котором мы сейчас говорили. Евхаристия – соединение со Христом, причащение Святых Христовых Таин.
Если вы придете на службу вечером – это прекрасно. Но вечер для чего? Вечером мы читаем, например, 17-ю кафизму и другие псалмы, чтобы подготовить нашу душу, омыть этими прекрасными псалмами Давида свое сердце, вспомнить своих сродников, помолиться за них, ведь молитва за сродников – великое дело. Наши усопшие сродники живы, и мы общаемся с ними посредством молитвы. И Господь как раз очень любит, когда мы молимся за своих сродников, потому что наша молитва – это первое выражение любви к ближнему. Любовь – как раз цель, которую нам дал Господь. Первая заповедь какая? Возлюби Господа. И вторая заповедь, подобная ей, – возлюби ближнего своего. Когда мы приходим на службы, молимся за усопших, исполняется большая заповедь о любви к нашим ближним – бабушкам, дедушкам, которые умерли.
По поводу утренней службы… Бывает, некоторым тяжело приходить в храм два раза – тогда лучше придите утром, подготовьтесь, прочитайте молитвы перед причащением и все-таки причаститесь и помяните своих сродников. Этим вы выразите любовь к ним. И та благодать, которую вы получите в таинстве Причащения, косвенно перейдет и на них.
У нас есть праздник Радоница. На 9-й день Пасхи мы поминаем усопших сродников. Многие спрашивают: «А почему этот праздник называется Радоница?» Мы приходим в храм на литургию, причащаемся Святых Христовых Таин, поминаем наших ближних, и они радуются, потому что благодать переходит на их души тоже. Мы за них молимся, и Господь слышит эти молитвы, приближает души усопших к Царству Небесному, очищает их от греха, потому что там уже каяться невозможно. Мы каемся как бы за них на земле, и это опять-таки выражение любви: мы каемся за их грехи, просим их простить, и Господь слышит эти молитвы и удовлетворяет их – для умерших это радость.
В субботу будет малая Радоница, если вы придете причаститься Святых Христовых Таин. Не просто записки написать, свечечки поставить, а именно причаститься, вкусить Тела и Крови Христа. Тогда радость будет и у вас, и у ваших сродников во всей полноте.
– Вечернее богослужение накануне родительской субботы вообще сильно отличается от других богослужений. Оно называется парастас. В центре храма читается 17-я кафизма – это чтение очень красивое и интересное. Но я замечаю, что священники сейчас все больше и больше говорят о том, что в родительскую субботу нужно причаститься. То есть, видимо, важно не просто поставить свечку, подать записку, что-то положить на канун, но и причаститься?
– Обязательно. Вы знаете, процесс пошел. Еще в конце 80-х годов у нас даже Чашу не выносили в храме. Там, где я в то время служил, была такая традиция – почему-то в родительскую субботу люди боялись причащаться. Суеверие, что умрешь, что ли…
Сейчас, слава Богу, лед тронулся, и люди стали понимать, что причащаться надо, раз ты пришел на литургию. Литургия – это все-таки Святая Божественная Трапеза, на которую зовет Господь, а мы отказываем: «Нет, я вот записочку напишу и пойду к зубному врачу, опаздываю». Конечно, так не годится. Мы должны приходить к Богу, причащаться.
В 90-х годах этот процесс стал потихонечку развиваться, когда люди стали готовиться и причащаться. Мы всегда говорим нашим прихожанам: «Кто в субботу причащается, может, уже прочитав правило, приходите и в воскресенье, причащайтесь второй день, не смущаясь этим». Потому что воскресенье – это, конечно, для нас Пасха, святой день. Так что советую прийти в храм в субботу, помянуть сродников, причаститься Святых Христовых Таин, а после обязательно причаститься и в воскресный день.
В воскресные дни у нас сейчас даже пост праздничный. Вот вчера был великий праздник – Торжество православия. Праздновали замечательно, со слезами на глазах вспоминали победу над ересью иконоборчества, над другими ересями. У нас и обычно в больших храмах совершается очень интересный чин Торжества православия. Этот умилительный, я бы сказал, трогательный чин совершается только раз в году.
Когда я был молодым, не совсем понимал, почему в пост – такое торжество помпезное, а потом просто вложил это в сердце. И с тех пор каждый раз я жду с нетерпением день Торжества православия, этот чин, когда мы будем петь многолетие живым и поминать усопших, возглашая многократно им «вечную память». В этот день соединяются все христиане – и живые, и мертвые – в радости, любви и торжестве. Все-таки служба – это торжество Божественное.
– Мы говорим о том, что нужно пойти в храм. И я вспомнил, что в начале программы мы говорили еще и о Каине и Авеле, об их таких разных жертвах, о том, что Каин приносил жертву с одним состоянием духа, а Авель с другим. Не похоже ли состояние Авеля на то, с которым мы должны идти в храм? Нужно ли идти в храм, если не чувствуешь в себе некоего горения? Просто должен пойти, потому что думаешь: «Я же хожу каждое воскресенье, как сейчас не пойду?» С таким настроем нужно ли вообще идти в храм? Если оно подобно Каинову.
– Я понимаю Вашу мысль. В храм все равно идти нужно. Я всегда говорю своим прихожанам: «Помните, была хорошая сказка про барона Мюнхгаузена? Как он себя вытаскивал из болота: брал за волосы». Так же, конечно, и мы должны себя брать за шкирку и идти в храм. Потому что мы солдаты, воины Христовы.
Если мы будем ждать вдохновения, то вообще перестанем в храм ходить. Мы должны возгревать в сердце любовь ко Христу. Вы думаете, воцерковленные, скажем так, христиане, которые постоянно ходят в храм, каждый раз идут туда с горящим сердцем? Нет, конечно. У нас у всех болячки, немощи.
Вот в субботу надо идти на всенощную. Почему? В начале передачи мы вспоминали Книгу Бытия. Одни из первых слов в ней, когда описывается, как Господь творил землю: И был вечер, и было утро. То есть наш церковный день начинается с вечера, поэтому Церковь установила такую традицию, что всенощное праздника служится вечером. Например, воскресная всенощная уже вся посвящена пасхальным событиям – читается пасхальное воскресное Евангелие, поются пасхальные тропари, восемь гласов, читаются каноны – то есть все, что поется и читается в субботу вечером, посвящено Пасхе, Воскресению. Пропускать это, конечно, негоже христианину.
У каждого болячки: кто-то плохо себя чувствует, у кого-то зуб болит, у кого-то почки – все равно нужно себя отрывать от дивана, от кресла, от телевизора, от Интернета, вставать и идти искать вдохновения в храме. Молиться: «Господи, дай мне силы, дай мне силы помолиться». И Господь обязательно затронет вашу душу, затронет ваше сердце.
Может, сравнение и не очень корректное (его тематика немножко другая: музыкальная, а не духовная), но я приведу его. Есть такой, наверное, самый великий русский композитор – Петр Ильич Чайковский. Посмотрите, какое прекрасное наследие он нам оставил. Сколько русской музыки! Для Церкви он написал всенощную древних напевов, написал литургию. Он создал и множество прекрасных светских произведений, просто восхваляющих нашу Россию. Россия – это великая держава, которая имеет выдающуюся культуру: таких писателей, как Достоевский и Чехов, таких композиторов, как Чайковский, Рахманинов и Римский-Корсаков.
Я изучал письма Чайковского, и меня в них потрясла одна вещь. Он был большим трудягой, и, когда он заканчивал какое-то произведение, не ждал вдохновения. Бывало, один-два дня маялся-маялся, но потом говорил: «Я не могу сидеть сложа руки», – и тут же начинал что-то новое. Если у него, допустим, не было много бумаги, он писал романсы, еще что-то. То есть это был человек-трудоголик. И что он оставил в наследство нам, какую заповедь? Не ждите вдохновения!
Перенеся это на духовную жизнь, я бы точно так же сказал: «Не ждите вдохновения – трудитесь». Царствие Небесное нудится – слова из Евангелия. Без труда не вынешь и рыбку из пруда, поэтому отрывайте себя от компьютеров, телевизоров, диванов и идите в храм, в храме хорошо. Помолитесь, и Господь даст вам благодать. И вы там под защитой будете, и все поменяется в вашей жизни. Христиане это знают. Службы православных христиан – самые умилительные. Те, кто вкусил православное богослужение хотя бы один раз, уже не могут жить без него. Не могут жить без поста…
Кстати, вот мы сейчас соблюдаем пост, первая неделя прошла. И многие подходили и говорили: «Батюшка, мне стало лучше». Например: «Я болела, постилась, и мне стало лучше, здоровье поправилось». Я вам честно про себя скажу. Не так давно я болел омикроном. После него постоянно у меня то глаза болят, то сердце, то еще что-то… Начался пост, и недели поста мне хватило, чтобы забыть про все это. То есть я как раз постом исцелился. Поэтому всем советуем: не гнушайтесь постом, пост – это радость, пост – это хорошо.
– Спасибо, но я напомню, что консультироваться с врачом все равно важно и нужно, чтобы пост не пошел во вред. Мне кажется, что Ваш ответ на последний вопрос прозвучал как прекрасный итог нашей программы. Спасибо, что были сегодня с нами!
Ведущий Александр Черепенин
Записали Софья Горбачева и Мария Иваровская