Иерей Владимир Тоготин принял участие в телепрограмме «Беседы с батюшкой» на канале «Союз»

– Отец Владимир, сегодня, как и в прошлые разы, я предлагаю обсудить вечное евангельское слово, актуальное всегда и по сей день. Попробуем и сегодня извлечь из него несколько актуальных смыслов, которые могли бы помочь нам в нашей жизни.

Предлагаю к разбору эпизод о том, как фарисеи просят у Христа некоего знамения с неба, вероятно, для того чтобы Он каким-то сверхъестественным явлением подтвердил истинность Своего учения. На это Христос ответил: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами?

ИХристос сказал, что знамение, конечно же, не дастся этим людям. Но почему? Неужели Христу тяжело было показать фарисеям какое-либо знамение, которое, может быть, действительно убедило бы их в том, что Его путь, Его учение правильные?

– Читая Евангелие, мы помним, что на протяжении всех евангельских книг фарисеи постоянно искушают Христа и требуют от Него каких-то конкретных доказательств. Христос не хочет давать им знамение по той причине, что оно ни в чем не убедит их.

Мы знаем притчу о богаче и Лазаре. Когда богач уже оказывается по ту сторону земной жизни, он просит Авраама, чтобы Лазарь предупредил его братьев или дал им какое-то знамение, чтобы они перестали жить нечестиво. Авраам же сказал, что все это без толку, потому что какие бы чудеса ни совершал Господь, люди не верят и не вразумляются ими. И Евангелие доказывает это.

Вспомним и прекрасное, замечательное чудо – воскрешение Лазаря. К чему же оно привело? К распятию Христа! То есть фарисеи и высшее фарисейское начальство не только не поверили Христу, а, наоборот, стали еще больше негодовать и еще больше завидовать. И все это привело к смерти Христа.

Любое чудо, происходящее по воле Божией, точно так же не принимается людьми. Возьмите, например, обычного верующего человека, молящегося Богу об исцелении от какой-либо болезни или о совершении некоего чуда. В жизни этого человека что-то произошло, и ситуация у него тяжелая.

И вдруг случается чудо – Господь дает просимое. Мы как бы со стороны наблюдаем за этим человеком, за тем, что происходит с ним дальше. Он вроде бы благодарен, сначала радуется, а потом все как будто бы уходит в трясину. Порой забывая поблагодарить Бога, человек радуется, потому что исцелен, получил просимое, но думает, что это наверняка произошло естественным путем: таблетка помогла, или врачи помогли, или выдался такой случай.

Память у нас очень короткая, и мы тут же забываем, что это чудо сделал Господь. И это не приводит нас ни к чему полезному, одним словом, не меняет нас. Естественно, Господь это знает и поэтому дает фарисеям отрицательный ответ на их просьбу о знамении, ведь Он видит их сердце, состояние души. И если бы эти же фарисеи увидели воскресшего Лазаря, они бы наверняка сказали: «Наверное, это какая-то подстава, или инсценировка, или что-то в этом роде».

Сестры Лазаря, наверное, были шокированы этим чудом. А остальные люди, стоявшие во втором, третьем ряду толпы, подумали, что там что-то происходит, кто-то вроде бы воскрес, хотя быть такого не может, это какие-то сказки. То есть произошло чудо, человек вроде бы услышал что-то, но потом все это затягивается в трясину неверия. И, как показывает практика, знамение ничего не дает.

Хотя когда Господь дает людям с чистым сердцем даже маленькое чудо, для них это чудо является путеводной звездой. Но опять-таки необходимы определенные условия, чтобы сердце человека очистилось и было способно принять чудо. В Евангелии это называется так: удобрить почву, подготовить почву сердца, чтобы оно было мягким и восприимчивым.

Господь, видя ожесточенные сердца фарисеев, неверие, насмешки, конечно, понимал, что никакое чудо их не спасет, и Он сразу сказал, что ничего им не дастся, кроме чуда Ионы, пророка. Господь постоянно говорил, чтобы люди изучали Писание, потому что там все сказано. И Авраам сказал богачу, просившему чуда для своих братьев, чтобы они читали Писание, тогда все у них будет хорошо.

И для нас прекрасный совет: «Читайте Писание, старайтесь внимать ему, и все у вас будет благополучно». Конечно, читать Писание нужно не с настроем озлобления или критики. Нужно воспринимать его с верой и любовью.

– Удивительно, что когда Господь был на земле и совершал чудеса, люди их видели и относились к ним по-разному, тем не менее они были как бы непосредственными участниками этих чудес. Перед ними все было очевидно: бесноватый стал нормальным человеком, слепой прозрел, мертвый воскрес. А мы сегодня призваны к тому, чтобы поверить, что когда-то это было. То есть тех людей, Своих современников, Господь убеждал в правоте Своего учения, показывая настоящие чудеса, и они действительно происходили перед их глазами, а мы почему-то должны поверить в то, что написано в книге, хоть сами никогда этого не видели. И возникает вопрос: почему так? Почему те люди это видели, а мы не можем увидеть вживую, как воскресает человек или как слепой становится зрячим? Мы должны лишь поверить, что когда-то, 2 000 лет назад, это действительно было.

– Это крайне маленький отрезок времени – всего лишь один миг по сравнению со всем временем мироздания. На самом деле Господь и сейчас дает какие-то знамения. И сейчас существуют чудеса, и действительно восприимчивые люди их видят. Но дело в том, что когда Господь пришел на землю, в тот короткий отрезок времени, находясь со Своими учениками, Он имел возможность все это показать людям. Но Господь не мог быть на этой земле в таком состоянии постоянно. Естественно, это был коротенький, маленький отрезок, который нам дан.

И здесь вспоминается Евангелие, когда Фома не верил. Помните, Господь говорил ему: блаженны невидевшие и уверовавшие. А Фома требовал свидетельств. Он говорит: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, не поверю. Господь опять давал нам такие евангельские моменты, чтобы мы поняли, что мы должны всё брать на веру.

Когда мы читаем Евангелие, Господь все равно с нами, Он касается нашего сердца через определенный дух. Если человек знакомится с Евангелием с чистым сердцем, с расположением, любовью, то Господь касается его сердца и дает ему чудо, наверное, в качестве благодати, чтобы он мог уверовать.

Конечно, просто так трудно поверить в чудо, когда знаешь, что ничего не случилось. И где взять чудо, если у тебя его нет? Но даже если человек находится в состоянии неверия, тем более если он, например, больной или озлобленный, как правило, Господь все равно касается его сердца. Каждый человек должен быть восприимчивым к чуду, и чудо помогает немножко открыть духовное зрение, открыть глаза и уверовать.

Ученики Христовы всё видели воочию. Но вспомните, что произошло после распятия: они как будто забыли все эти чудеса и просто разбежались. Петр сказал, что он не является учеником Христовым, то есть трижды отрекся от Христа. Когда же прокричал петух, он заплакал, все вспомнив.

Ученики Христовы видели все чудеса, они были свидетелями воскрешения Христом Лазаря, дочери Иаировой, юноши – сына вдовы, на их глазах происходило множество исцелений. Почему же, когда Христа распяли, все испугались и разбежались, затворились где-то в горницах и забыли, что Учитель – это не просто учитель, а Сам Господь, что Он творил такие чудеса? Просто мы, люди, быстро всё забываем.

Господь на примере Фомы наверняка специально показал, что нам, людям, нужно прежде всего стараться иметь веру, а не бегать за чудесами, потому что чудеса, как правило, не дают ничего определенного. Пока человек не имеет открытого сердца, чудо его не спасет, потому что он тут же его забывает.

Мы очень быстро всё забываем. Мы забываем благодарить Бога, близких… Это забвение, с одной стороны, спасает нас. Если бы у нас не было забвения, то накипь грехов, событий просто взорвала бы наш мозг, мы бы сошли с ума. И поэтому Господь дает человеку такое качество – быстро все забывать. С другой стороны, Господь дает и благодать. Если мы восприимчивы к этой благодати, то начинаем обретать в сердце Бога и, читая Евангелие, начинаем верить в чудеса.

Мне вспоминается книга митрополита Антония Сурожского, где он описывает свои воспоминания, когда он был еще неверующим юношей. Чтобы доказать учительнице «Закона Божия», что все евангельские книги – это выдумки, он стал их изучать. Юноша был смышленым, интересующимся, думающим, и он сказал: «Я сейчас прочитаю Евангелие и докажу, что все это сказки».

И с ним произошло чудо. Читая Евангелие, он реально почувствовал присутствие Христа. Когда я прочитал эти строки, на глазах у меня были слезы, потому что подобная реальность происходит с любым христианином: читая Евангелие, он чувствует присутствие Христа, когда с ним что-то происходит.

Или, например, ощущения в Великую Пятницу, когда люди приходят с крестного хода, и после длительного поста и молитвы диакон вдруг возглашает: «Да воскреснет Бог!» Конечно, практически у всех нормальных христиан на глаза наворачиваются слезы, потому что чувствуется благодать и радость, что вот уже завтра мы будем встречать воскресшего Спасителя.

Это касается сердца восприимчивого человека. Для меня интересно наблюдение: когда человек окунается в эту сферу, в Евангелие, он обретает Христа, невидимо, но реально. Вот такие интересные вещи происходят в жизни. Поэтому нам, конечно, совсем необязательно искать какие-то сверхъестественные чудеса, это порой бывает для нас неполезно. Просто нужно жить по совести, стараться стяжать нравственные ориентиры, изучать духовные законы, данные нам Господом в Евангелии, и бороться с грехом. И тогда мы обретем и свет, и благодать.

Вспоминается наш соотечественник, знаменитый пастырь, учитель – святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он тоже согрешал, как обычный человек, но, согрешая, каждый раз тут же каялся. У него есть очень интересные, замечательные книги, есть дневнички, посмертный дневник. Замечательна его книга «Моя жизнь во Христе», его письма. В ней он как раз все это описывает.

К примеру, он пишет: «Когда я согрешаю, то сердце мое как будто бы стесняется, и от этого мне становится плохо, плохо физически. Но как только я покаюсь Богу и Господь прощает меня, в моей душе появляется пространство и духовное солнышко опять озаряет мое сердце». Вот такое интересное описание приводит святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей книге «Моя жизнь во Христе».

Кто не читал эту книгу, обязательно прочитайте. И нужно читать постоянно, на протяжении всей жизни эти его знаменитые интересные письма, которые открывают нам много интересного, много духовных законов. В этой книге он рассуждает о Евангелии, Святой Евхаристии, о том, что человек не может жить без причащения. И когда он причащается Святых Христовых Таин, сердце его становится восприимчивым для света, для Христа, он видит такие вещи, которые не видит простой человек.

Простому человеку не дано видеть то, что видит верующий человек, причащающийся Святых Христовых Таин. Есть свидетельства наших святых соотечественников (и необязательно соотечественников), дающих нам ориентиры, по которым мы всё понимаем. Тем не менее нам ни в коем случае нельзя искать чудес, каких-то прозорливых людей, которые якобы могут помочь и так далее. А люди бегут к гадалкам, к каким-то прозорливцам…

Помните конец XIX века, когда было повальное увлечение спиритическими сеансами? Доходило даже до того, что люди вызывали души, не понимая, что это связь с силами тьмы. Они хотели приоткрыть завесу, узнать, что будет завтра, послезавтра… Но это неполезно для нашей души. Для нашей души полезно жить так, как завещал нам Господь – как птицы небесные, сегодняшним днем. У нас есть пища, есть кров, есть во что одеться. Нужно жить и быть верным Христу – своему Богу, своему Создателю.

А когда мы начинаем любопытствовать, а не проявлять любознательность, то ничего хорошего не происходит. Любознательность – это хорошо. Мы должны изучать духовные законы, творения святых отцов, которые дают нам ориентиры, отвечают на непонятные для нас вопросы, и это совершенно другое дело.

То есть нам нужно различать праздное любопытство, не приводящее ни к чему хорошему, а только ко греху, и изучение духовных законов, Евангелия, святоотеческой литературы, наших соотечественников, таких как святой праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Иоанн Златоуст.

Например, святитель Иоанн Златоуст оставил нам огромное эпистолярное наследие – толкование на Евангелие от Матфея и различные толкования на какие-то другие вещи. Он пишет очень легко воспринимаемым слогом. Например, какие-то архаичные святоотеческие творения уже трудно читать, а святитель Иоанн Златоуст как будто бы писал вчера, есть такое ощущение. Читаешь – и все очень просто и вместе с тем мудро.

Поэтому нам нужно постепенно знакомиться с нашими литературными памятниками и святоотеческим наследием, и сейчас у нас прекрасная жизненная ситуация – к ним имеется доступ. А если вспомнить 30-40 лет назад, когда мы были еще молодыми, детьми, все это было недоступно. Нельзя было достать даже Библию, не было практически никакой литературы – ни Библии, ни каких-либо святоотеческих творений.

Я вспоминаю, что у нас от прабабушки осталась старая-старая Библия, и родители прятали ее в шкафу. Я знал, где она лежит, потихонечку брал ее и читал, когда никого не было дома. Как-то все это было закрыто. А сейчас все открыто. Можно прийти в любой храм и взять бесплатное Евангелие. А кто хочет, может купить хорошие подарочные Евангелия. Молитвословы тоже можно купить или взять бесплатно.

Есть книги, и есть прекрасная вещь – Интернет. Конечно, от него бывает много зла, но можно извлечь и много добра. Есть прекрасные церковные библиотеки, и с ними можно познакомиться. Если кому-то, например, не нравится читать по гаджетам, можно все распечатать, и сейчас это недорого, потому что, наверное, у всех есть принтеры. Можно скачать и распечатать любую книгу и познакомиться с ней.

Поэтому сейчас, слава Богу, мы живем во время благоприятное, когда есть прямой доступ ко всему, и нужно этим пользоваться, дорожить и понимать это, не отвлекаясь порой на пустые вещи. Например, бывают новости пустые, однобокие, и тот, кто их составляет, естественно, делает это со скидкой на какой-то свой взгляд. А ведь одну и ту же новость можно представить в десяти разных диаметрально противоположных вариантах. Один может сказать: «Как здорово! Произошло такое событие!» А другой скажет: «Какой кошмар! У нас беда!» Поэтому все новости в какой-то степени иллюзорны. И лучше нам, конечно, интересоваться вечным.

Господь говорил, что нужно собирать сокровища, которые можно унести туда, где они не гниют, где моль и ржа их не подтачивают. Нам нужны вечные сокровища – знания о любви, о красоте, об умении жить с близкими, дающие нам вечную жизнь. Вот эти знания нам обязательно нужны.

– Когда мы говорим о чудесах и знамениях, мне кажется, здесь есть и вторая проблема. Она связана с тем, что человек очень быстро привыкает к хорошему. Люди, стоявшие возле Христа и видевшие чудеса, совершаемые Господом, не восприняли всерьез воскрешение Лазаря, и не потому, что не поверили, а потому, что раз это произошло, значит, это реально. А раз это часть реальности, то это как бы такая же реальность, как сходить на рынок или в Иерусалимский храм помолиться. Поэтому и Лазаря вместо того, чтобы сделать героем, земным богом (ведь он вернулся с того света), фарисеи предлагают убить, чтобы не возникло какого-то возмущения в народе. Этим они совершенно обесценивают акт его воскрешения, воспринимая его как нечто бытовое. Мне кажется, что это привыкание часто бывает и у нас. Когда с нами происходят какие-то чудеса, маленькие или большие, мы действительно очень быстро их как бы обесцениваем. То есть если говорить про чудеса, связанные, например, со здоровьем, можно сказать, что это не чудо, а как бы часть повседневности, когда таблетка помогла, или врач помог, или что-то еще помогло. Или если не хватало средств для существования и вдруг обстоятельства так сложились, что ситуация исправилась, можно воспринимать это как чудо, а можно воспринять просто как совпадение или что-то еще.

– Совершенно верно. Все замыливается. Но опять-таки это зависит от нашего благорасположения, от расположения нашей души. Если мы смотрим на Христа с каким-то внутренним неверием, хотим подвергнуть критике, испытать, почему, зачем так, то, конечно, эти чудеса разлетаются как черепушки. А если мы с верой смотрим даже на маленькое чудо?.. Помню, как-то зимой я шел с лекций из Троице-Сергиевой лавры и спускался вниз, в переход. Вдруг под ногами оказался лед, я начал падать назад, и со мной, наверное, произошло маленькое чудо: тело мое как будто выпрямилось, и я встал на ноги. Не знаю, может быть, кто-то скажет, что у меня просто была галлюцинация.

Перед тем как сесть в электричку и ехать в Москву, после занятий я по традиции подходил к мощам преподобного Сергия, чтобы взять у него благословение. Я до сих пор помню это маленькое чудо, как будто ангел-хранитель по молитвам преподобного Сергия выпрямил меня – и я не свалился.

Мне показалось, что сейчас я поеду с этой горки, или головой стукнусь, или, может быть, даже разобьюсь насмерть, но произошло какое-то чудесное движение (я так это воспринимаю), и я пошел дальше, уже более осторожно. Я думаю, что Господь дает множество таких маленьких чудес каждому человеку.

Со мной было еще такое чудо. Был выходной день. Службы у меня не было, и я проходил мимо своего храма, где в то время служил. Я спешил, и у меня была мысль, что мне нужно обязательно зайти в храм, чтобы хотя бы приложиться к иконе. И один голос во мне говорил, что нужно бежать, потому что опаздываю, а другой говорил, что все равно нужно зайти в храм, чтобы попросить у Бога благословения.

Я зашел в храм, приложился к иконе и скорым шагом пошел дальше. И со мной случилось чудо – Господь меня спас. А если бы я пришел чуть-чуть раньше, могла бы произойти беда. Это такие маленькие личные чудеса, но другие о них могут сказать, что я себе в голове чего-то напридумывал. А я точно знаю, что это Господь мне дал. Вот я пришел, взял благословение, и Господь спас меня от какой-то неприятности.

Я думаю, что нам нужно немножко открывать духовные глаза и вспоминать слова преподобного Нектария Оптинского: «Ищите во всем великого смысла». То есть нужно обязательно обращать внимание на каждую мелочь и понимать, что у нас, христиан, случайностей не бывает. И не только у христиан – ни у кого не бывает случайностей. И вообще в Божественном мире, в этом космосе не бывает случайностей. Все устроено Богом настолько гармонично, сделано настолько потрясающе, что не нужно искать никаких случайностей. Все происходит по Промыслу Божию, и это как-то сочетается со свободной волей человека.

Многие люди спрашивают: «Ну как так? Вы говорите, что предопределения нет». Да, предопределения нет, не бывает, но у человека свободная воля, и он может пойти направо и делать добрые дела, а может пойти налево и делать злые дела. И все это как-то невидимо, таинственно сочетается с Промыслом Божиим и с волей Божией. Я думаю, что, конечно, тут есть тайна. А тайна какая? Господь все равно из всего плохого делает хорошее. Наверное, это так открывается.

– Сама жизнь как чудо – это явление Божественного замысла, проявление его в мире. Во всем этом мы видим нечто чудесное, чего, может быть, и не должно было быть, но произошло в силу огромного количества факторов, и иначе как чудом назвать это нельзя. И, наверное, такой взгляд на вещи как бы наиболее церковный, наиболее христианский.

Если же человек перестает видеть в своей жизни сотворенные Богом чудеса, перестает удивляться происходящему с ним, о таком мы говорим, что он очерствел (или огрубел) сердцем. И для нас, христиан, важный вопрос:как не огрубеть сердцем, не стать черствым, как продолжать удивляться и каждый день видеть чудеса? Хотя, казалось бы, все дни, особенно зимой, одинаково серые, блеклые. Какие тут вообще чудеса? 

– Есть понятие – «окамененное нечувствие», когда человек погряз в грехах и не видит уже ничего доброго, никаких чудес, ничего хорошего в близких. Есть такой анекдот. Жена старается все делать для мужа: приготовила обед, сходила в парикмахерскую, а он не замечает в ней ничего хорошего. Она даже надела противогаз, чтобы он обратил на нее внимание, а он спрашивает: «Ты что, брови выщипала?» То есть у человека настолько окамененное нечувствие, что он не видит близких людей, он где-то в себе.

Но вокруг столько чудес! Стоит посмотреть на природу, стоит просто задуматься, как все происходит, откуда мы пришли и куда идем. Вот не было человека, и вдруг чудо – результат любви двух людей. Из ничего происходит душа, сама себя ощущающая, – человек. И человек – это не просто какое-то животное, ведь животное не имеет такой осознающей себя образом Божиим души, как у человека, души творческой, что может творить.

Все нормальные люди любят детей, и когда ребенок рождается, у всех на глазах слезы – происходит чудо. Ребенок растет, каждый день меняется, и уму непостижимо, откуда все это берется. А ведь это дает Господь. Но чтобы это видеть, обязательно нужно понимать, что у нас, христиан, есть ориентиры, и дает их Священное Писание. Оно учит нас правильно жить, дает возможность открывать духовные глаза и видеть это.

Какие же это ориентиры? Наша палочка-выручалочка, наш щит и меч – это дисциплина. Любой крещеный христианин являет собой воина Христова. Если же он не выполняет определенные, скажем так, рутинные задачи, то перестает быть полноценным христианином и становится христианином номинальным.

В советское время бабушки, крещенные в детстве, младенчестве, сидели на кухне и говорили: «Зачем мне идти в церковь? У меня Бог в душе. Мне тут тепло, в воскресенье утром включу телевизор, посмотрю ‟Утреннюю почту”, и мне весело, и ладно, и хорошо». А другая бабушка, напротив, не смотрела телевизор, готовилась к причастию, старалась прочитать правило, ложилась спать позже других и шла в храм. То есть она держала некую дисциплину и труд, чтобы воздать хвалу Богу. И Господь открывал ей сердце.

Вспомнилось выражение: «Отдай кровь и прими дух». Это как бы перефразированная русская пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Когда мы отдаем Богу труд, то Он дает нам благодать. Когда мы делаем шаг навстречу Богу, Он делает навстречу нам десять, сто шагов. И это может сказать любой христианин. Стоит нам только чуть-чуть потрудиться, начать идти по доброй, конструктивной стезе праведности, Господь сразу откликается и помогает. И никакого сомнения в этом нет.

Мы не можем жить без Святой Церкви, не можем жить на кухне с телевизором, потому что пропадем. Какой конец бабушки, которая не хотела ходить в храм, пользоваться церковными таинствами? Она грубела, и у нее появлялось окамененное нечувствие. Она ненавидела своих детей, родителей, соседей, хаяла правительство и всех, кого только было можно. Даже Святейшему Патриарху от нее доставалось. То есть для нее не было авторитетов.

Я видел таких людей. Я говорил им: «Сходите в храм, посмотрите, какая там красота. Откройте глаза, и эта красота преобразит ваше сердце». Наши русские православные храмы очень красивые – чудные иконостасы, чудные росписи, великолепно поет хор. Сейчас в любом храме, особенно в городах, хоры поют хорошие песнопения, в монастырях прекрасные монашеские хоры. Все очень красиво, но человек лишает себя этой красоты и оказывается в состоянии окамененного нечувствия. И такой человек очень плохо умирает. Псалмопевец Давид говорит: смерть грешников люта.

Мы, священники, отпеваем очень много людей и видим, как умирают люди. Когда умирает праведный человек, у него праздник. Приходит множество людей, все молятся, радуются. Как ни парадоксальна смерть, но на самом деле это радость. Отпеваешь благочестивого человека, и это отпевание такое радостное! Если открыть церковный календарь, там каждый день, – день смерти святого, а не день его рождения.

Вспоминаю, как отпевали Святейшего патриарха Пимена, просто потрясающего человека. Тогда были пасхальные дни, и для меня, молодого человека, это было просто откровением. В советское время я читал, что смерть – это что-то черное, просто кошмар. А здесь радость, пасхальные песнопения, служба торжественная.

А как умирает грешник? Как правило, приходит один родственник, максимум двое, и они начинают стонать, плакать, закатывать истерику. А чего истерику-то закатывать? Раньше нужно было за ним наблюдать, смотреть. Почему эти родственники так плачут? Потому что довели этого бедного человека до такого состояния, не помогали, жили грешной жизнью, не хотели знать духовных законов, а Церковь для них вообще ничто. И человек пришел к такому страшному концу, что и помолиться за него никто не пришел. Пришел один человек, но разве это молитва?

Я знал людей, на отпевании которых храм не вмещал всех молящихся. Эти люди жили святой жизнью. И то, как человек умирал, свидетельствовало о том, как он жил. Я могу привести очень много таких примеров, и даже не имеет значения, был ли у человека сан. Бывает, человек умирает в молодости.

Умерла одна моя знакомая, и пришедшие к ней люди заполнили весь храм, вся Москва съехалась. Она погибла молодой, мелькнула, как звездочка, и все пришли с ней прощаться. Мы знаем, что она была святой, и Господь взял ее душу. Даже по отпеванию было видно, что человек стяжает Дух Святой.

А когда человек не хочет ничего видеть, не хочет исполнять эти труды, знать законы Божии, он оказывается в состоянии окамененного нечувствия. Ты ему говоришь: «Сходи в храм, хотя бы покайся. Господь дал нам великое таинство, – таинство Покаяния, когда невидимым образом Он забирает наши грехи при условии нашего истинного раскаяния, сожаления о грехах и попыток к исправлению всего того, что мы наделали». Но человек ничего не видит.

Как-то я предложил это одной женщине, а она сидит – через слово мат, говорит: «Зачем мне идти на исповедь? Я ничего плохого не сделала. Из пальца мне высасывать свои грехи, что ли?» Мне стало как-то не то чтобы смешно, но странно: она сидит и ругает своего сына, какой он негодяй, да такими словами, что не только сказать их, но даже подумать так нельзя. То есть человек просто не видит своих грехов.

А когда человек немножко пробуждается, у него открывается зрение, он уже начинает видеть свои грехи. Вот сидим мы в темноте, и вроде бы одежда наша чистая. А если включить фонарик – тут у меня пятно, тут… А включить второй фонарик – да я весь грязный. То же происходит и с человеком, когда он начинает прозревать: ходит в храм, читает Евангелие, старается молиться, пытается исполнять Божии заповеди, делать добро ближним, не отвечать злом на зло, хоть это и трудно.

Прекрасная, никому не дающая покоя притча: если тебя ударили по одной щеке, подставь и другую. Конечно, любая евангельская притча многогранна, и порой речь идет не о том, чтобы дать бить себя по лицу, а о том, что вот сделали тебе зло, а ты постарайся простить этого человека и не отвечать злом на зло. И сделаешь доброе дело – проявишь любовь к этому ближнему человеку, исполнишь заповедь.

Господь говорит: любите врагов ваших. Вот враг тебе навредил, а ты постарайся не мстить, не делать ему зла. А если начинаешь отвечать злом на зло, то получается, что ты такой же, как он, ничем не отличаешься от него. Христианин должен быть другим, он должен помолиться за этого человека или незаметно сделать ему какое-то доброе дело, в чем-то выручить его.

Он может пропасть, а ты вместо того, чтобы подставить его, возьми и помоги ему. А потом он скажет: «Прости меня. Я так тебе навредил, а ты мне помог», – и станет твоим ближайшим другом. И такие вещи бывают. Поэтому эти таинства выводят нас на прямую дорожку к Богу. Да, эта дорожка узкая, по ней тяжело идти, но обязательно нужно трудиться. А без труда ничего не получится. Только те, кто трудится, получают Царство Божие, а другого пути нет.

– Вы сказали интересную фразу, что красота преображает душу человека. А как это происходит? Я никогда не задумывался, что чем красивее храм, тем более сильное воздействие он оказывает на душу человека. Это действительно так?

– Конечно. На моих глазах очень много людей пришли в храм именно по его красоте или сладости церковной (есть такое выражение). Но, к сожалению, надо констатировать такой факт, что все же большинство прихожан приходят в храм по печали, по горю. У нас в храмах очень много вдов, очень много людей, лишившихся детей. И это неестественно: ребенок умирает, и человек находит смысл жизни в храме только потому, что другого смысла в его жизни нет.

Хотелось бы, чтобы человека привлекала именно красота храма, потому что красота таинственно проникает в наше сердце, преображает его и преображает наше зрение. А красоты сейчас очень много, нужно только ее искать. Открылись, реставрировались многие красивые монастыри, храмы. А какое красивое и разнообразное церковное пение! Когда слушаешь его, просто не знаешь, не ангелы ли это поют на небе… Это потрясающе, и это, наверное, тоже тайна Божия, что Господь спасает нас через красоту.

Простые светские люди любят ходить в музеи. Может быть, это неплохо, когда человек пришел в Третьяковскую галерею или в Русский музей в Санкт-Петербурге и получил какой-то эстетический заряд. Но уже более высокий этап – приходить не в музей, а в храм. Там тоже очень красивая обстановка, красивый дух. А какие замечательные фрески! И я думаю, что храм многих преображает.

Нам, русским людям, Господь оставил очень много красоты – древних шедевров. Например, есть храмы, помнящие еще домонгольские времена. Посетите Великий Новгород, если кто-то там еще не был. Там очень много домонгольских храмов. В них заходишь, и просто дух захватывает. Потрясающая Суздальская Русь.

Все мы знаем знаменитую церковь Покрова-на-Нерли. Когда на нее смотришь, просто действительно начинаешь видеть, что не человеческие руки ее создали, настолько потрясающие пропорции, гармония храма. Видно, что Господь делал этот храм руками верующих людей, наверное, точно так же, как писалось Евангелие.

Есть такой вид живописи – иконопись, и любой иконописец скажет, что икона – это Евангелие в красках, а церковная архитектура – Евангелие в камне. И человек, проходя мимо храма, особенно старинного, видит, что это нечто евангельское. В его сердце происходит что-то таинственное, он замирает, и душа его преображается через эту красоту. В Старой Ладоге, в Смоленске есть много домонгольских храмов. Конечно, нам, русским людям, нужно все это изучать, нужно посещать храмы, и мы будем потихонечку преображаться и быть с Богом.

Ведущий Александр Черепенин

Записала Людмила Белицкая

Источник: «Союз»