Настоятель нашего храма принял участие в программе на канале «Союз» «Беседы с батюшкой»

Сегодня в гостях иерей Владимир Тоготин – настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, г. Москва. 

 Предлагаю начать разговор со слов Спасителя. Начался подготовительный период к Великому посту, и Церковь предлагает нам вспомнить пророчество Спасителя о последних временах. Много разных признаков. Один из них хотел бы обсудить сегодня, с него начать программу. Это – проповедь Евангелия по всему миру. Христос говорит, что когда наступают страшные времена, когда происходят войны, землетрясения, болезни, голод, тем не менее даже в это время один из признаков  это проповедь Евангелия по всему миру. Сейчас мы видим действительно землетрясения. Сегодня буквально произошло страшное землетрясение в Турции. Видим войны, видим болезни. Естественно, голод и другие человеческие страдания тоже существуют и распространены в мире. А распространено ли Евангелие по всему миру? И что это значитраспространить Евангелие по всему миру? Это значит все народы обратить в христианство или достаточно по одному человеку от каждого народа обратить? Или нужно Евангелие, Библию перевести на все языки мира? Как правильно понимать критерий последних времен?

– Мне кажется, Евангелие уже переведено почти на все языки. Однако не все, наверное, пользуются этим, и этого мало для проповеди по всему миру. Болезни, глады, войны не первый раз происходят и, думаю, не последний. Мы знаем, на протяжении всей истории были войны. Даже если взять нашу русскую историю нашей родимой матушки-Руси. Она буквально начиналась с войн. Вся история соединения русских княжеств проходила в войнах. Естественно, и болезни были, и глады. Поэтому это нельзя принимать за основной критерий. Это дополнительный критерий. А проповедь Евангелия на самом деле идет постоянно. Но для нас, христиан, наверное, будет чудо, если Евангелие распространится по всему миру. Для любого православного сердца это будет радостно. Представьте, что Евангелие распространилось и все стали христианами, все стали православными… Это даже трудно представить. Но как фактически это сделать? У нас есть какие-то медийные возможности: Интернет, телевидение (но оно уже немного устарело). Есть какие-то книги, может быть, читает кто-то. Но все это тоже устаревает. Хотя книга – это, наверное, вечный инструмент информации, который еще возродится. Будет время возрождения книги, когда людям надоест вот это все – социальные сети, Интернет.

Социальные сети используются для проповеди. Но опять-таки воздействует это на простой народ? Думаю, что нет. В той степени, в которой нам хотелось бы это видеть. Может быть, будут какие-то другие варианты. На самом деле у Бога возможно то, что у человека невозможно. Господь может так сделать, что мы даже придумать не можем. Каким образом произойдет эта проповедь? Ведь есть такое место в Евангелии, когда апостолы спрашивали Христа о будущих временах. Им не терпелось узнать: «Когда?» Может, через день, через два. Они готовились к концу света, думали, что все произойдет уже во времена Христа. Будет конец света, и все увидят новую землю, новое небо. Однако этого не случилось. Ученики апостолов ждали. Потом, даже когда наша Русь-матушка крестилась, – все ждали конца света. Помним, как в 1666 году все с трепетом думали: «Ну вот, сейчас наступит конец света». Но нет. Пришел 1666 год, и не наступил конец света.

Помнится место из Евангелия, где Господь говорит, чтобы не смели лезть в будущее время. Ни человек не знает завтрашний день, ни ангелы. А в одном Евангелии есть место, где Господь говорит, что даже Сын Человеческий этого не знает. Вот так парадоксально, хотя мы знаем, что Господь Всеведущий. Меня это место всегда очень потрясало. Видимо, в таком состоянии человечества Господь даже не пытался решить судьбу мира Бога Отца. Этот момент еще подтверждает моление о чаше. Помните, Господь перед распятием молился Своему Отцу? Он знал, что пойдет на крест. Но раз молился, Он допускал вариант, что вдруг Отец что-то сделает, вдруг по-другому сценарию все пойдет. Потому что это невероятно – идти на крест человеку, который знает, что его ждет. Это страшно.

С этим можно сравнить конец света. Для нас это все тоже страшно. Само слово «апокалипсис» переводится как «откровение» (последняя книга Нового Завета). Однако люди уже употребляют вот это слово «откровение» в смысле «конца света»: «всё, наступил апокалипсис»; «скоро наступит апокалипсис». И для людей, конечно, страшно ожидать конца света. Но признаков пока нет. Можно констатировать такой радостный факт. Сейчас, конечно, в жизни тяжело нам приходится, всякие катаклизмы… Но пока признаков конца света нет, не исполнились. А болезни, голод и войны – это не основные признаки. Это как бы предвестники. И мы знаем, что Господь может сделать какую-то отсрочку. Может, как у ниневитян – Господь взял и сменил гнев на милость. И простил ниневитян за их покаяние. Точно так же и нам не следует лезть в будущие времена, а лучше позаботиться о своей душе и подготовить душу, пока осталось какое-то небольшое время. Какое – не знаем.

Для каждого есть свой конец света. Мы знаем, жизнь человеческая очень скоротечна. И человек не знает, когда он предстанет пред Судом Божиим. Для кого-то это через пятьдесят лет, для кого-то – через несколько часов. Никто не знает. Даже мы вот здесь сидим и не знаем, что будет сегодня вечером. Конечно, надеемся на милость Божию, но для каждого конец света может наступить в любой момент. Это все понятно. Но признаки пока не пришли. И надо нам, христианам, это использовать для того, чтобы проповедь христианства продолжалась и мы могли позаботиться о своей душе, чтобы предстать пред Судом Божиим.

 Вопрос от телезрительницы Ирины из Ярославля: «У нас произошел спор. Мне человек доказывает, что есть камни, которые дают счастье (сейчас ведь реклама идет). Например, чтобы было богатство – такой-то камень, для семейного благополучия – другой. И есть камень, который необходимо приобрести для защиты от злых людей, от духов. Но самое страшное, что мне это говорит человек верующий, ходит в церковь. И аргументирует это тем, что мы же, например, лечимся растениями, их используют в медицине. То есть они сотворены Богом (а камни тоже творение Божие, и их тоже надо использовать), и они имеют силу. Но я думаю, что лекарства – это одно, это химия. А благополучие и счастье – это все только от Бога, по молитве».

– Не знаю, как верующий человек может такое говорить. Может, он верующий в камни. Начнем с того, что камень – это неживая природа. Да, мы знаем примеры из церковной истории, когда какие-то вещи спасали человека. В каком смысле? Как причастные к святому. Риза Господня, например, или Риза Богородицы, или шапочка апостола Павла спасала от боли, происходило врачевание. Были какие-то моменты. Но камни – это что-то связанное с верой в астрологию, верой в деструктивные учения. И для христианина камень не является каким-то лекарством.

По сути, даже трава не всегда спасает. Тот же корень валерианы, который мы используем. Люди как-то слишком много доверяют растениям, хотя не следует этого делать. Да, есть какие-то химические лекарства, есть лекарства растительные. Но даже «трава» от слова «отрава». И на любой аптеке вы увидите змия. Надо с осторожностью относиться к лекарствам, не злоупотреблять ими. Та же валериана на самом деле яд. Врачи иногда используют ее в маленьких количествах, в маленьких дозах. Но если человек берет эту траву в большой дозе, это может вызвать летальный исход. Поэтому здесь ничего хорошего нет. Тем более камень. Что может камень? Зарядить чем-то? Нет, конечно. Даже грех верить в такие вещи для верующего человека. Камень, как неживая природа, не может человека спасти. Все эти талисманы присутствуют в учениях деструктивных сект. Поэтому у любого православного христианина сразу отторжение от этого. Мы против этих камней.

Да, у нас есть традиция поклонения святым мощам. Но она сопряжена с молитвой Господу, с молитвой этим святым. И должна быть умеренной, без фанатизма. Мы знаем, на Западе была такая история с мощами, что люди сошли с ума. Они там наряжали их в короны, в разные красивые облачения. В Интернете все это можно увидеть, страшные вещи. Католическая Церковь прославилась этим. У нас, в Православной Церкви, адекватное отношение к мощам. У нас частичка мощей хранится в ковчеге. И поклонение сопряжено с молитвой этому святому, Божией Матери, Господу. Но не как поклонение веществу.

Были ведь страшные иконоборческие споры, которые разрешились на VI Вселенском Соборе. Когда из христиан пытались сделать идолопоклонников. Однако все-таки собрали Вселенские Соборы и прославили икону. Поклонение иконе мы сравниваем с поклонением первообразу, а не веществу, не дереву, не краске. Можно сравнить с тем, когда мы носим фотографию любимого человека. Мы же не поклоняемся фотографии, а вспоминаем человека, молимся за него, тоскуем по нему. Допустим, отец уезжает в командировку на длительное время, достает фотографию своей дочки, смотрит на нее… Может позвонить. Сейчас, правда, есть более совершенные средства, Skype или еще что-то для видеопереговоров. Но все равно человек носит под сердцем фотографию близкого человека… Для нас икона является средством поклонения первообразу. А поклоняться камню – это безумие, с моей точки зрения. Камень не может вместить дух.

 Вопрос от телезрителя: «Почему Вы называете мощевик словом «ковчег»? Почему такое обозначение?»

Ковчегом мы еще называем, конечно, Ноев ковчег. Как к этому относиться?

– Это емкость, в которую помещается нечто святое. Иногда в этом отношении мы используем слово «рака». В Ноевом ковчеге поместились люди – как бы живые мощи.

Сегодня сын спросил у меня: «Папочка, скажи, пожалуйста, Москва не провалится?» Где-то он прочитал, что Москва должна провалиться. Я ему ответил: «Спокойно, сын, Москва не провалится. У нас в Кремле пребывают своими мощами святители Московские, в Елоховском соборе – святитель Алексий. И пока они с нами, пока мы им молимся, Москва будет стоять и не провалится».

Если же предположить, что начнется какое-то гонение на христиан, если, не дай Бог, из храмов вынесут мощи святителей и разрушения храмов будут еще большие, чем в большевистские годы, то, конечно же, произойдет страшное. Люди совсем озвереют, не останется ничего святого, и тогда Вавилон может действительно рухнуть. Но пока мы живем, пока храмы и монастыри действуют, пока идет молитва, даже горстка христиан молится, можно быть спокойным – конец света не наступит.

– Вопрос от телезрителя Константина: «Как понять слова Спасителя: претерпевший же до конца спасется? О чем здесь идет речь?»

– Каждого человека, и нас с вами тоже, постоянно преследуют какие-то искушения – Господь испытывает наше терпение, проверяет нас. Ведь главная цель нашей жизни – совершенствоваться, пройти сквозь испытания, закалиться душой. Человек, который сможет все эти искушения и испытания претерпеть до конца (как сильный спринтер прибегает на финиш и побеждает), получит спасение. Христианин – это воин Христов, в сердце у него Христос, и одна из главных его добродетелей – терпение.

– Вопрос от телезрительницы: «В Евангелии от Матфея мы читаем, что Господь Иисус Христос сказал: и проповедано будет сие Евангелие по всей вселенной. Но в этом же Евангелии Господь говорит Своим ученикам следующее: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. Как эти слова Господа соотносятся между собой?»

– Евангелие содержит в себе некие притчи, вот и здесь, пожалуй, мы тоже видим притчу. Не успели ученики Господа обойти города Израиля, как Евангелие уже действительно вселилось в сердца многих людей. Наверное, так следует понимать этот момент. Ведь посмотрите, что было в первые три века христианства. Происходили чудеса, непостижимые уму человеческому: исцеление больных, прозрение слепых, воскресение мертвых, поэтому можно сказать, что Евангелие очень быстро распространилось по земле.

И, может быть, пришествие Христа и есть пришествие Его в сердца людей, когда начали строиться храмы. Мы знаем, что в первые века христианства люди молились в катакомбных церквях, но в начале IV века при Константине Великом христианство получило развитие во всем мире, Христос постучался в дверь к каждому человеку, Римская империя просветилась светом христианства, и одновременно стали просвещаться Поместные Церкви.

Вспомним, как ученики Христовы ждали Его воскресения. Они были в подавленном состоянии, потому что Христос был для них Великим Учителем, Вождем, Мессией. Они ожидали, что Он установит Царство Божие на земле, а получилось, что Он пропал, и они стали скорбеть и даже потеряли веру в воскресение. Отчаявшиеся, напуганные распятием Христа, они прятались по углам, боясь, что их арестуют. И вдруг прибежала Мария Магдалина и воскликнула: «Христос воскрес!»

Первыми свидетелями воскресения Христа были жены-мироносицы, затем Господь явился Луке и Клеопе, шествовавшим в Эммаус. Ученики Христовы собрались вместе, и не успели они опомниться, как Он пришел к ним. Это тоже евангельское чудо, очень важный момент, о котором стоит подумать.

– В Откровении Иоанна Богослова апостол Иоанн использует камни для описания Бога. Он так описывает Бога, сидящего на Престоле: сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. Этими тремя камнями он описывает Самого Бога, будучи неспособным описать Его как-то иначе, придать Ему какие-то человеческие черты. Может быть, отсюда и берет свое начало попытка наделить камни какими-то магическими, божественными свойствами?

– Совершенно верно, невозможно описать Господа словами, как нельзя описать и жизнь в Царстве Божием. Как можно от рождения слепому рассказать о красном, зеленом цвете? Он просто ничего не поймет. Так и здесь. Апостол Иоанн искал какие-то сравнения для описания Господа и нашел для этого очень красивые камни.

Но не нужно забывать, что и камни – это творение Божие. Вспомним слова Христа о лилиях: посмотрите на полевые лилии… и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. То есть это некие попытки с помощью по-земному красивых вещей хоть немного приблизиться к пониманию, что есть Господь.

– Да, пожалуй, это некая попытка отразить великую славу Божию, которую иначе вместить невозможно. Вы упомянули лилии – растения. Мы знаем, что чудеса могут происходить и через растения. На Святой Земле в Лавре преподобного Саввы Освященного есть пальма, листья которой распространяются по всему миру. Считается, что по молитве преподобному Савве, используя каким-то образом эти листья или просто имея их у себя, люди излечиваются от болезней и даже от бесплодия. И понятно, что это происходит не из-за самих листьев, что эти листья не чудотворные.

– Конечно. Листья – это словно некий мостик. Господь хочет дать человеку какой-то мостик к Богу, потому что очень трудно соединить человеческое и Божественное. Пальма – символ встречи Христа в Иерусалиме. За неделю до Светлой Пасхи Христовой мы отмечаем праздник Входа Господня в Иерусалим, и я думаю, что эта пальма в обители Саввы Освященного и является земным мостиком, который приближает человека к Богу, усиливая его молитвы.

Как можно вдохновить человека на молитву? Нужно сказать: «Вот есть красивая пальма – символ встречи Господа в Иерусалиме». Человек молится, и через лист этой пальмы Господь подает ему просимое: исцеление от какой-то болезни, рождение ребенка ранее бесплодной женщиной и так далее, и это вполне нормально. Но всегда нужно помнить, что мы поклоняемся не пальме, что она лишь вдохновляет человека на какие-то молитвенные подвиги.

– Предлагаю вернуться к евангельским строкам о последних временах. Господь говорит о последних временах: тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга. И мы знаем, что со многими это действительно происходило.

Вчера Церковь вспоминала новомучеников и исповедников Российских. Если посмотреть в архивах их дела, то во многих делах так и указано: староста или прихожане храма донесли на своего священника, что в молитве он как-то упомянул царскую власть или встретился с архиепископом, который отождествлял собой некую связь с царской властью, и за это священника расстреляли. Получается, это было исполнением пророчества о последних временах.

– Конечно. И здесь вспоминаются не только новомученики, но и вся наша русская история. Когда Павлик Морозов предал своего отца, это была практически та же ситуация. Бывало, что и родители ополчались на своих детей и убивали их. Таких случаев много в нашей истории.

Помните, в Евангелии Господь говорил: Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. То есть идет разделение людей: один идет на сторону тьмы, а другой – на сторону света, и получаются страшные конфликты. И совершенно ясно, что все это было, есть и будет, что все это сбывается.

– Претерпевший же до конца спасется. Этими словами мы говорили сегодня про терпение – одну из важнейших добродетелей. Сейчас я предлагаю поговорить о святой, имевшей величайшее терпение, память которой сегодня празднуется, – о блаженной Ксении Петербургской. Блаженная Ксения не жила в последние времена, и перед ней не стоял выбор – сохранить свою веру или отречься от Христа, тем не менее она выбрала несколько странный, с нашей точки зрения, подвиг, – подвиг юродства.

После внезапной кончины мужа 26-летняя Ксения пожертвовала свой дом одной из своих знакомых, облачилась в одежды мужа, отзывалась только на его имя и говорила, что он жив, а Ксения умерла. Она терпела поношения окружающих, ее презирали, хотя она была достаточно знатного происхождения и, выйдя замуж, жила в знатной семье. Каково же значение подвига юродства? И зачем она это сделала?

– Мы служили Божественную литургию и вспоминали блаженную матушку Ксению и ее потрясающую жизнь. Посмотрите, какой интересной была ее история. Она вышла замуж за придворного певчего. Хор, в котором он пел, был первым хором на Руси, участвовавшим в царских службах, различных юбилейных торжествах. Семья их была достаточно богатой.

И вдруг она теряет любимого человека. Что бы сделала сейчас обычная девушка в подобной ситуации? Скорее всего, погоревала бы немного, потом нашла бы себе нового жениха и вышла замуж. С блаженной Ксенией произошло совершенно другое.

– Но Ксения могла бы взять на себя подвиг добровольного вдовства и нести его всю жизнь. Зачем же было брать на себя подвиг юродства?

– Ксения пошла по другому пути – она встала на путь юродства. Вообще подвиг юродства принимается людьми крайне редко. В основном Христа ради юродивые были в Русской Церкви, в Западной Церкви юродивых почти не было. Насколько нам известно, немного юродивых было в Греческой Церкви. На Руси мы знаем московского святого юродивого Василия Блаженного, блаженного Максима, Христа ради юродивого, и некоторых других святых.

Из учения Церкви мы знаем, что супруги – это практически единое целое. В Библии сказано: и будут два одна плоть. Мы не знаем, почему Ксения Петербургская пошла этим путем, по-видимому, христианке Ксении было легче так пережить потерю близкого человека, умершего без покаяния. Возможно, Господь привел ее к этому.

Мы не можем понять, для чего ей это было нужно. Вероятно, ответ на этот вопрос можно было узнать из книг, но тогда в Санкт-Петербурге книги читали совсем немногие. Конечно, в то время были и ученые, и профессора, и студенты, много читавшие, но основная масса людей книг не знала. Как таким людям можно было объяснить евангельскую истину? Только своим примером.

Сначала к скитавшейся по городу блаженной Ксении отношение людей было отрицательным. Мальчишки издевались над ней, бросались в нее камнями, но она безропотно все это сносила. Родственники пожаловались на нее начальству мужа: «Она сумасшедшая, отдала дом, раздала все свое имение. Лучше бы нам завещала это».

Начальство пригласило ее к себе, состоялся разговор, и после этого сказали: «Да нормальный она человек, не сумасшедшая. Наоборот, она очень умная, совершенно адекватная женщина». Но как только Ксения вышла из конторы, она продолжила нести подвиг юродства, скрывая под ним свою святость.

Ксения ходила чуть ли не босиком, в истрепанной одежде мужа. Ей предлагали другую одежду, но она отвечала: «Нет, мне ничего не нужно». Вскоре люди стали замечать, что в ее словах и поступках часто кроется глубокий смысл. Позднее, когда блаженная стала почитаться за прозорливицу, стоило ей появиться на улицах и рынках города, как знавшие ее наперебой предлагали ей свои услуги, почитали за честь пригласить ее к себе домой.

Блаженная Ксения подвизалась в подвиге юродства 45 лет. Когда она умерла, ей было около 70 лет. Когда матушка Ксения ушла из жизни, люди стали приходить на ее могилку, и началось ее народное почитание.

Церковь, видя, как люди ее любят, как молятся ей и что по их молитвам нередко происходят чудеса, тоже объявила почитание блаженной матушки Ксении. Кстати, канонизировали блаженную Ксению достаточно поздно – в 1988 году, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. На месте ее захоронения построена часовня.

Я стараюсь каждый год съездить на могилку матушки Ксении. Поверьте, блаженная Ксения очень помогает по молитвам к ней. Стоит о чем-то с верой ее попросить, она тут же идет навстречу, помогает. Мы говорим: «Икона – это Евангелие в красках». А юродивый – это Евангелие в человеке, в его поступках, поведении.

В Москве на Красной площади находится очень красивый собор Василия Блаженного. Василий Блаженный добровольно выбрал путь страданий, лишений и презрения. Поступки его были экстравагантными и, казалось бы, необъяснимыми. Он мог прийти на рынок и опрокинуть бочку с квасом, а потом выяснялось, что квас был испорченным.

Василий Блаженный излечивал горожан от многих недугов, и вскоре они стали с большим уважением относиться к нему, считая его борцом с грехом и неправдой. Василий Блаженный прожил жизнь, полную лишений, а его святые мощи лежат в храме в серебряном гробу в окружении святых образов.

Если люди не читают Евангелие, не ходят в храм, они начинают дичать. Юродивые же помогают им вспомнить, что есть Господь, что нужно ходить в храм и стараться соблюдать евангельские законы. В их поведении я вижу Евангелие.

– Вопрос от телезрителя: «Согласно учению Церкви, Евангелие должно быть проповедано каждому, чтобы после Второго Пришествия Христа во время Страшного Суда никто не мог сказать, что он ничего не знал. Но дело в том, что на земле каждую секунду рождается новый человек, который о Евангелии ничего не знает. И поэтому, пока люди будут рождаться, никакого Второго Пришествия Христова и конца света быть не может. Этот процесс может запуститься только тогда, когда люди перестанут рождаться. Так ли это?»

И можно целенаправленно не просвещать несколько человек, чтобы конец света не наступил.

– Нет, я не могу с этим согласиться. Мы помним слова Христа: человекам это невозможно, Богу же все возможно. Я думаю, что Господь обязательно найдет способ просветить весь мир евангельским светом. И не нужно говорить, что люди не должны рождаться или что они должны пить некий эликсир бессмертия. У Бога происходят чудеса, нарушающие естества чин, мы знаем об этом из церковной истории.

Так же бывает в случае исцеления человека от болезни. Вот приходит человек к врачу, и ему говорят: «У Вас четвертая стадия болезни». Человек в подавленном состоянии приходит в храм и спрашивает у батюшки: «Что мне делать?» Батюшка дает совет, что ему нужно делать, человек начинает следовать этому совету. Через месяц он приходит к врачу, и врач говорит: «Произошла какая-то ошибка. Наверное, Вам неправильно сделали МРТ или перепутали снимки», – и человек продолжает жить.

Мне вспомнилась одна матушка, монахиня, которой сказали: «Вам осталось жить две недели». Батюшка ей сказал: «Причащайся каждый день», – благословил ее, и она жива до сих пор. А Вы говорите: «Не надо рождаться людям». Слава Богу, что люди рождаются. Господь найдет способ, как просветить весь мир, но для этого нужны наши открытые  Богу сердца. А уж судьбы мира – это не нашего ума дело.

– Тема проповеди Евангелия во всем мире сегодня очень важна. Получается, что это сопряжено со многими трудностями. Можно ли тогда считать, что пока Сам Господь не найдет какой-то способ распространения Евангелия по всему миру, то и конца света не будет? Конечно, будут землетрясения, войны, голод, болезни, но конца света не будет.

– Конец света рано или поздно все равно наступит, потому что есть же пророчество Христово об этом. Второе Пришествие обязательно будет, наступит такой момент, когда Господь придет к нам во второй раз, явится во славе, как молния посреди неба.

– У апостола Павла мы читаем слова, которые, как мне кажется, большинству людей не ложатся на душу, тем не менее они есть. Он пишет: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых. Как правильно понимать эти слова? На примере Ксении Петербургской мы видим, что она действительно избрала безумное, была словно безумная, и мудрецы, которые многое знали в жизни, не понимали ее подвига, как и мы сейчас во многом не понимаем его. Но неужели у нас, отчасти мудрых, по выражению апостола, нет шансов? Неужели лучше стать безумными, как блаженная Ксения?

– Апостол Павел говорит: мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие. Сама идея Евангелия безумна с точки зрения человеческого рационального ума. Представьте, Бог, Творец мира, Начальник жизни нашей (как мы поем в стихире), приходит на землю в образе человеческом, зрак раба приим, и идет на крест. Разве это не безумие? Христианин, который читает Евангелие и вмещает его в свое сердце, знает, для чего Христос идет на крест. Но для так называемого образованного человека, который не знает этой евангельской тайны, это подлинное безумие.

Кто для нас начальник? Крутой человек, который стукнет кулаком по столу, скажет, что нужно делать, и все будут его слушаться. А Господь – образец смирения и любви к человеку. Он принимает этот образ, зрак раба, принимает природу человеческую, чтобы избавить человека от смерти, от греха, от страданий, чтобы обожить его, вознести на небо. Разве это не безумие?

Если спросить об этом повстречавшихся нам людей, думаю, большинство из них скажут: «Глупости какие-то». Мало того, мы знаем, что Западная Церковь уже отходит от этого. Евангелие так там адаптируется: «Да, Христос был, но Он не был Богом. Он был просто хорошим человеком, пророком. Он умер, но оставил после Себя хорошее учение – Евангелие и что-то такое еще». То есть на Западе до такого уже доходят, что не верят в Божество Иисуса Христа.

Простой человек не верит в Божество Иисуса! Конечно, для него это безумие. Для него начальник – крутой человек, который командует ему, что нужно делать. Но другой путь избрал Господь. Он отдает, жертвует Сына Своего, чтобы спасти род человеческий. И мы знаем, что это произошло, мы празднуем это великое Воскресение – Пасху Христову, избавление человека от смерти, страданий и греха.

– Наверное, такие течения, которые низводят Христа до пророка, просто великого человека, существуют повсеместно. Но и на Западе есть христиане, которые борются за то, чтобы Христа почитали как Бога и нашего Спасителя.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анастасия Гергель и Людмила Белицкая

Источник: ТВ «Союз»