Беседы с батюшкой. Священник Владимир Тоготин. Беседа 16 августа 2021 г.
В московской студии телеканала «Союз» на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве священник Владимир Тоготин.
− Первый вопрос я хотел бы задать об евангельских словах. В утреннем евангельском чтении Господь приводит апостолам в пример дитя и говорит: «Чтобы войти в Царствие Небесное, нужно быть как дитя». Какие качества взрослый человек должен перенять у ребенка? Можно же стать и безответственным взрослым или хулиганом. Как правильно понимать эти слова?
− Дитя – это, прежде всего, образ чистоты; он чист как ангел. Дети не обижаются, если их наказываешь (даже если несправедливо). Они очень быстро забывают обиду. Взрослый может из-за ерунды обижаться неделю, две. Человек, злопамятный по натуре, будет помнить обиду всю жизнь. А ребенок, если мама, папа наказали, тут же все забывает, сам подходит к ним и просит прощения, первый идет на контакт.
Ребенок имеет чистое, невинное сердце. Поэтому, например, мы не заставляем детей приходить на исповедь. Они, может, что-то и сделали неправильно, но все равно не имеют обиды, зла (у нас, взрослых, это есть, к сожалению). Когда человек вырастает, у него душа потихоньку начинает коснеть, покрывается грехом; мы помним обиды (которые, как мы знаем, являются скрытой гордостью), часто обижаемся друг на друга и в семье, и на работе. А по-хорошему нам нужно бы посмотреть на ребенка.
Чем дети младше, тем они меньше обижаются. Когда ребенок уже ходит в школу (в старшие классы), у него появляются обиды, недомолвки, а у маленького ребенка этого нет. Нам надо брать пример с детей: не обижаться друг на друга; если что-то нашли в другом нехорошее, простить, потерпеть. Господь тогда увидит наше чистое сердце и простит нас тоже.
Второй момент – дети, как правило, бывают ласковые, любвеобильные. Они всегда идут на контакт с родителями, близкими. Они имеют открытую душу. Ребенок может даже с незнакомым человеком поговорить, открыть ему душу, рассказать свои впечатления. Взрослый человек замыкается, от него чистоты и открытости не дождешься. Бывает, когда мы берем с собой детей куда-то, говорим им: «С взрослыми не разговаривай». Потому что знаем: ребенок открыт душой, для него нет плохих людей, он всех видит хорошими. А если взрослому человеку кажется, что все вокруг плохие (и соседи, и дома ему не дают жить спокойно), мы говорим, что с человеком не все в порядке, ему надо поработать со своей душой. Так что, мне кажется, здесь два важных фактора: открытость детей и отсутствие у них обид на ближних.
− Если остановиться на открытости, то действительно не все люди добрые. Можно встретиться и со злым человеком. Если ты ему откроешься, можешь получить большой вред. Надо ли уметь выбирать среди людей, кому открываться, а кому нет?
− Конечно. У нас, взрослых, как правило, есть опыт. Если взрослого человека кто-то обидит, обманет, он закрывается, не хочет ни с кем делиться, начинает осторожно ко всем относиться. Но нужно понимать, что Сам Господь наш Иисус Христос сказал, что люди по природе злые. Что Он имел в виду? То, что у нас всегда в сердце есть грех, злость. Если нам начинают досаждать, из нас выходит эта злоба. Это происходит практически у каждого человека, даже у святых. Например, Иоанн Кронштадтский (у него осталось прекрасное наследие) описывает свои душевные движения: разозлился на того-то. Даже святые были подвержены страстям (той же злобе, о которой мы сейчас говорим), что же тогда говорить о нас, грешных? Но, правда, Иоанн Кронштадтский тут же каялся: «Господи, прости меня!» После этого он говорил: «Сердце мое открылось, теснота в душе пропала, и мир после покаяния открылся для меня». Естественно, и мы, даже если подумали о ком-то плохо, должны стараться тут же каяться. Мысль плохая пришла, кого-то осудил – тут же надо каяться: «Господи, прости меня!» Я думаю, по такому пути надо идти.
Мы все подвержены злобе. Если нас не трогают, то и мы в большинстве своем никого не трогаем. Но только нас тронь – сразу отвечаем. А того же преподобного Серафима Саровского и разбойники били, и люди ему досаждали. Сейчас обычный батюшка не выдержит такого потока: «Дайте мне отдохнуть!» А батюшка Серафим был смиренный, всех принимал, всем говорил: «Христос воскресе, радость моя!» На него смотришь, и хочется ему подражать, но не знаешь, как этому научиться. Тут, видимо, нужен опыт, молитва, благодать и труд.
Для нас хороший образец – дети: то, как они себя ведут; их чистая душа, незлобие; у них нет мстительности. Это прекрасные качества.
− Закрыться, замкнуться, не общаться с окружающими – это выход из ситуации? Есть же подвиг затвора…
− Святые уходили потому, что надо было окунуться в тишину, спокойствие, подготовить свою душу. А на это нужно было достаточно большое количество времени, многие десятилетиями находились в затворе. Недавно я читал своим детям книгу отца Валентина Свенцицкого о пустынниках Кавказских гор. Это, конечно, не детская книга, но мои дети с удовольствием ее слушали. Она описывает жизнь отшельников. Монахи дореволюционного Новоафонского монастыря в Абхазии не могли жить в общежительном монастыре (там была суета, торговля), поэтому уходили в горы. Строили маленькие кельи и там жили, спасались. Отец Валентин сравнивает их с простыми людьми: им не надо было никаких материальных богатств. Он предлагал им деньги: «Хочу просто пожертвовать». Но они ни в коем случае их не брали, а зарабатывали сами: выращивали в огороде огурцы, помидоры, собирали грибы. Потом спускались раз в год вниз, продавали это и покупали себе сухари, одежду. Замечательный опыт. Сейчас, я знаю, тоже есть пустынники в Кавказских горах. Эта очень интересная книга дает видение того, как люди могли затвориться и привести себя в трезвое духовное состояние.
Конечно, всем открываться не надо. Наш духовный отец всегда нам говорил: «Старайтесь жить своей семьей и поменьше общаться с друзьями, потому что вы им добра особого не сделаете (потому что все грешники) и от них ничего не возьмете. Одно искушение будет у вас, потеряете даже то, что имеете». Мы старались делать добрые дела, помогать, если кто-то просит, но лишний раз ограничивали свое общение. Может, это и неправильно, но я воспринял этот совет с пользой для себя и согласен с батюшкой. В семье люди близки, супруг может открыться супруге, а она ему. Это очень хорошо, потому что ближе мужа и жены на свете больше никого нет (кроме Христа). Когда мы кому-то открываемся, то можем повредить своей душе: не каждый человек может это воспринять с пользой (кто-то может использовать во зло).
Есть такое понятие, как тайна исповеди. Не только священник должен сохранят то, что он слышал на исповеди, но и человек, который исповедовался, не должен рассказывать другим то, что он рассказал священнику, потому что он повредит этим своей душе. Все должно быть сокровенно. Я так считаю.
− А что мы имеем в виду под словом «открываться»? Открываться можно всем по-разному: в семье мы будем открываться одним образом, с друзьями − другим. Друзья могут быть людьми неверующими, но мы можем им открыться как христиане и попытаться таким образом проповедовать им Бога.
− Конечно. Мне кажется, я сам по себе очень открытый, стараюсь даже в транспорте с кем-то заговорить, поделиться своими впечатлениями. Как правило, не всегда у меня это получается, и я даже страдаю от этого: люди порой пользуются моей открытостью. Я считаю, что нужно найти золотую середину: идти людям навстречу, помогать им, но если человек хочет этого. В Евангелии Сам Господь нам показывает примеры: людям, которые просили помощи, исцеления и потом благодарили Господа, это шло на пользу и телесную, и духовную. А есть такой пример в Евангелии: Господь исцелил человека. А он мало того что не поблагодарил Его, но еще и предал, оказавшись потом в толпе, которая кричала: «Распни, распни!» Господь специально нам показывает: если ты человеку делаешь добро, которого он не хочет, то он это не воспримет и не оценит (еще потом отомстит тебе за добро). Получается парадокс: сделал доброе дело – получи искушение.
Человека насильно в Царствие Небесное не затащишь: нужна его свободная воля. Если человек сам этого просит, молится, если он пришел к тому, что ему действительно нужен Христос, ему нравится ходить в храм, помогать людям, он читает Евангелие, старается исполнять евангельские заповеди и жить по духовным законам, то это одно. А если человеку проповедуешь, а он это не воспринимает, это то же самое, что кормить его черной икрой, когда он этого не хочет. У всех есть свободная воля, поэтому мы должны открывать душу осторожно.
Первые христиане всегда были закрыты, молились в катакомбах. Сейчас есть люди, которые хотят перевести богослужение со славянского языка на русский. Мы категорически против. Почему? Потому, что это один из способов закрыть нашу Церковь от людей, которые пока относятся к ней враждебно. Мы переведем тексты богослужений – и к нам придут толпы? Нет. Посмотрите, что в Западной Церкви: вместо того, чтобы использовать церковное классическое пение, используют гитару и чуть ли не рок-музыку; убрали богослужебный язык. И там люди перестали ходить в церковь. То же самое ждет и нас, если мы начнем переводить службы на разговорный язык. Людям, наоборот, интересно: есть какая-то тайна, красота в церковном языке. В русском разговорном языке, к сожалению, этой красоты, загадки нет. Почему человек не может выучить 60 слов, чтобы понимать славянский язык?
Это один из способов оградить нашу Церковь от враждебного внешнего мира. Еще у древних христиан были пароли. Например, рыба – символ христианства, о котором не знали язычники. Нужна какая-то тайна, в которую посвящать всех не надо. Господь всех призывает, но человек должен созреть, прийти к этому, открыть свою душу для Христа, тогда и Церковь его примет.
− Вопрос телезрительницы Татьяны: «Вы говорили, что если детей обидеть, они быстро это забывают (особенно маленькие). А для взрослого человека, даже если маленькая царапина на теле, нужно время, чтобы она зажила: она ноет, болит, и надо потерпеть. Так что, когда какой-либо человек тебя обидит, нужно время, чтобы душевная рана затянулась. Хотя просто так, без попущения Господа Бога, никто не обидит. Обычно надо говорить: слава Богу за все. Но иногда мы этого не понимаем, мы эгоисты. В одной книге я читала: думай, что говоришь, кому говоришь и какие могут быть последствия. Человек же, который обидел, будет перед Господом Богом отвечать. А тот, кого обидели, может помолиться за обидчика. Но все равно какое-то время нужно, пока эта душевная рана не затянется, пока не переболит душа. Или поплачешься, как говорят, друзьям, подругам… Но только Господь Бог поможет, и потихонечку наступает мир в душе».
– Татьяна, Вы всё прекрасно рассказали. Конечно, мы с Вами полностью согласны. Рана не заживает. Но Вы правильно сказали: «Господь для чего-то это попускает». Чтобы нас воспитать, чтобы мы прошли это горнило, чтобы наша душа очистилась. А что касается того человека, который Вас обидел, для него это тоже будет уроком. А мы должны его простить, молиться за него и полюбить его.
Господь говорил: люби врагов своих. Каким образом мы должны любить врагов своих? Первая ступенька – хотя бы не делать и не желать им зла. Вот есть человек, он меня обидел, но я христианин, я не должен ему мстить. Для начала не буду делать ему зла. А потом, может быть, сделаю ему даже добро. Он попросил о чем-то, я ему помог. Хотя душа моя начинает протестовать: «Он же мне напакостил, теперь я тоже так буду делать». Нет, это не христианский разговор. Наоборот, надо сказать: «Он тоже человек, ошибся. Давай-ка я ему помогу». Это вторая ступенька.
Пройдет время, Господь поднимет и на третью ступеньку. И глядишь, человека полюбил. А он почувствует твою любовь и тоже будет тебе помогать. Сколько мы знаем примеров из жизни людей, когда злейшие враги становились друзьями и помогали друг другу! Море примеров можно привести. И совершенно правильно Вы говорите, что надо прощать. Рана будет, но она нужна для чего-то. Рана будет кровоточить, потому что, как правило, эти обиды мы считаем по своей гордости незаслуженными. Хотя все обиды и все то, что с нами делает Господь, – по заслугам нашим.
– Может быть, есть какой-то способ, как обиду принять, но не так больно ее ощущать?
– Опять-таки нужны усилия. Способ простой, нам Евангелие об этом способе говорит: Царство Божие берется силой. И чтобы обидчика простить, нужно взять себя в руки и сказать: «Это человек. Он ошибся. И я должен себя заставить его простить». Может быть, он и дальше будет обижать, надо просто быть осторожнее, чтобы второй раз на грабли не наступить. Может быть, не трогать его. Может, ты как-то его задел: кинул в него камень, а он в тебя три камня потом кинул. Всякие случаи бывают; тут, конечно, абстрактно трудно рассуждать. Как правило, обид у нас много. Но воспринимать любую обиду нужно по-евангельски: прощать человека и ему не вредить. Вот первая ступенька.
– Надо ли напоминать себе, как этот человек с тобой поступил, или это уже злопамятство?
– В памяти это останется в любом случае, если это болезненно и кровоточит. Опять-таки не надо человеку вредить. И всегда помнить, что через таких людей действует Господь. Господь нас воспитывает через таких людей. А святые что говорили? Наши враги – наши учителя и друзья: те, кто нас обижает, оскорбляет, учит, делает замечания… А те, что нам льстят, наши враги. Они нас не воспитывают. Наоборот, расхолаживают.
Надо с пониманием воспринимать всех, кто нам причиняет какую-то боль или поправляет нас, делает замечания. Например, в школе задача учителя – делать замечания ученику. Это его работа. Правда, есть учителя опытные, которые это делают мягко и безболезненно. А есть такие, что чуть ли не матом ругаются. Недопустимо унижать человека, тем более ребенка, даже если ему десять или двенадцать лет. К сожалению, такие факты есть. Это никуда не годится. А опытный учитель всегда найдет способ сделать ученику замечание и исправить его тактично. Но это его задача, его работа.
Наша задача – воспринимать то, что нам люди говорят. А мы, к сожалению, не хотим это воспринимать: «Я сам знаю, не учи меня. Я сам тебя могу научить». К сожалению, мы такие. Попробуй нас тронь.
– То есть, если обиду воспринять и ответить на нее, это будет злопамятство?
– Думаю, да. Лучше не отвечать на обиду. Злом за зло – это не по-христиански, конечно. Но если человек действительно подлый, допустим, делает гадости, допускает предательство, конечно, с ним лучше в дальнейшем не общаться. Вредить ему, конечно, не надо, но лучше от такого держаться подальше.
– Вопрос телезрителя: «Правда ли, что брак, который не одобряют родители, будет несчастливым? Или это свободный выбор человека?»
– Вопрос очень сложный. Сейчас люди вообще не хотят в браке жить. И родители иногда не понимают простейших евангельских истин, что человек не может жить один, ему нужен спутник на земле. Мужу нужна жена-помощница, жене нужен муж-помощник.
Что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Муж и жена – это одно. Я, например, считаю: чем человек раньше женился, тем лучше, потому что только после женитьбы начинаешь понимать, что такое настоящее счастье. Начинается другая жизнь, появляются дети. Интересно! Начинаешь обустраивать свой дом. Если дома нет, копишь на него, ипотеку можно взять… Но надо помнить, что брак – это святое. Всем известен владыка Василий Родзянко. Он говорил, что брак – это кусочек рая, который нам Господь оставил на земле. На самом деле так и есть. Мы должны это ценить. Ближе жены (мужа) на земле, кроме Христа, никого нет. Муж и жена – одно тело.
Но иногда родители не понимают этого и начинают разрушать семьи. Даже знаю семьи священнослужителей, которые родители пытаются разрушить. Например, не понимают, что свекровь или теща – это родственница, мама. Даже по нашему церковному праву сестра моей жены уже считается моей сестрой. Даже, не дай Бог, если развод, Церковь никогда не благословит жениться мне, например, на сестре моей жены.
Есть разные виды родства. Например, духовное родство, когда я становлюсь крестным: я настоящий отец моего крестника (духовный). Кровное родство бывает не самое сильное, кстати. Бывает намного чаще и сильнее духовное родство. Мы помним из Библейской истории такие примеры. Например, Руфь и ее свекровь: когда муж невестки умер, свекровь на всю жизнь для нее осталась матерью. И жили они мирно, помогали друг другу. Много историй можно привести, когда люди породнились и жили как родственники. Поэтому надо помнить, что муж и жена – одно целое.
К тому же Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. Когда я первый раз это прочитал, подумал: «Как так?» Но батюшка объяснил, в чем это подобие. Наш Господь – Святая Троица. Он Един по существу, но в Лицах Троичен. И нас Он так же сотворил: образ в том и заключается, что есть папа, мама и чадо. Видите, какой треугольник замечательный… Это образ Святой Троицы. Семья – островок рая на земле и образ Святой Троицы. И нам Господь дал семью, чтобы мы познали, что такое Святая Троица, на собственном опыте. Если мы это поймем, будем счастливы всю оставшуюся жизнь. Если мы поймем, что наша семья – образ Святой Троицы и мы едины, мы не будем как лебедь, рак и щука. Нет. Все собираются вместе, едут в отпуск вместе, в храм идут вместе, кошелек общий, мысли одинаковые… Вот настоящая семья.
– Так вот, не благословленный родителями брак может ли быть счастливым?
– Да. Не все родители понимают это. Но надо, конечно, стараться все-таки взять благословение по возможности. Не всегда получается… Но если люди уже полюбили друг друга и решили создать семью, конечно, желательно не ссориться с родителями, потому что молитвы родителей дают основания для домов детей (знаем из Евангелия).
И пятую заповедь никто не отменял: родителей надо любить, уважать и стараться взять у них благословение. Но бывает, например, родители пьют. И если такая родительница невестку ненавидит и говорит сыну разводиться, можно ли такую маму слушать? Конечно, нет. Здесь надо смотреть. Везде нужна рассудительность. Бывает, наоборот, родители что-то видят (когда молодой человек или девушка еще не очень опытные, им 16–18 лет), подсказывают. Взрослый и опытный человек скажет: «Вы не пара». Надо иногда и прислушаться к родителям. Нужна везде рассудительность.
– А если, допустим, у человека заболевание? Девушка хочет выйти замуж за молодого человека, а у него какое-то заболевание… И родители не благословляют брак в такой ситуации. Как быть девушке?
– Надо к батюшке идти советоваться; заболевание – это не причина, чтобы брак откладывать. Сказать честно, здоровых людей сейчас нет на самом деле. Я знаю много таких молодых ребят. У одного юноши было страшное заболевание. Он женился, и, слава Богу, это сейчас счастливая семья. И Господь у него это заболевание потихонечку приглушил. Он живет нормальной, здоровой жизнью.
Во времена фашизма брали справки: если ты не больной, то можешь жениться. Это конец 30-х годов в Германии, когда пытались вывести чистую арийскую нацию. Но так мы превратимся в фашистов. У всех людей есть какие-то заболевания. Это не является причиной для отказа от брака. Конечно, опять-таки надо смотреть рассудительно: человек, например, не может иметь детей, а ты хочешь многодетную семью… Как правило, на первой стадии никто об этом даже не задумывается. И сами молодые не знают, что они могут, а чего не могут.
Можем привести множество примеров из жизни наших государей, когда те не могли иметь наследников и отправляли своих жен в монастыри, чтобы взять вторую жену. Тут как бы им приходилось так делать, что ли. Ничего хорошего в этом нет. Бывает семья – два человека, не имеют детей. Может, Господь не дает этого по каким-то причинам. Ко мне многие приходят, спрашивают: «Батюшка, мы плачем, у нас нет детей». Я говорю: «Молитесь, чтобы Господь дал детей. Во-первых, вы еще молодые. Посмотрите, сколько примеров из Библии, Священного Писания: Захария и Елисавета, Иоаким и Анна… Много примеров, когда дети даются в преклонном возрасте».
Даже знаю современные случаи, когда люди молились, будучи еще молодыми, а уже после сорока лет Господь давал им детей. Даже в пятьдесят лет Господь давал детей. Поэтому, во-первых, надо молиться. Но всегда говорить: «Не моя воля, но Твоя, Господи, будет».
Два человека – это тоже полноценная семья. И вряд ли известно, какие дети потом вырастут. Бывают такие семьи, когда дети потом начинают вредить своим родителям. И, может быть, Господь по каким-то причинам не дает детей, чтобы вас оградить, допустим, от чего-то. Господь лучше знает, надо нам детей иметь или не надо, сможем мы их вырастить или не сможем, сможем ли воспитать как надо, в христианской вере, или только навредим и детям, и себе. Так что можно жить гармонично в семье из двух человек. Это тоже полноценная семья.
Человек может жить вообще один. Бывает так, что Господь вообще не дает супруга. Я знаю много людей, которые достаточно гармонично живут одинокими. Бывают монахини в миру, добровольные. Я знаю случай: один человек хотел в молодости жениться. Но девушка его умерла. Он ее любил и позже дал обет не жениться. Он ходит в храм, причащается Святых Христовых Таин, читает святоотеческие творения, очень любит службы посещать. И не только на свой приход ходит молиться, но и путешествует по всей России, любит по храмам ходить, наслаждаться нашей православной красотой. Ведь так много красивых храмов… И он счастливо живет один. Я думаю, Господь для чего-то ему это попустил. А представьте, если бы, допустим, не так что-то пошло… То есть каждому Господь дает свой путь. И надо принимать это со смирением. Ну, не дал Бог человеку семью, значит – для чего-то это нужно. Помолись – даст. Если не даст, хорошо так, как есть. Слава Богу за все.
– Отец Владимир, по традиции хотел бы попросить Вас сказать несколько слов нашим телезрителям: подвести итог программы и что-то им пожелать.
– Желаю прежде всего радости на сердце. И не забывать, что у нас с вами два великих сокровища. Первое: жизнь, которую нам Господь дал. А мы это не ценим, к сожалению, начинаем впадать в какие-то депрессии, уныние, чего-то всё хотим от жизни – какой-то призрачной уверенности в завтрашнем дне. Никогда не забывайте, что Господь нас возвел из небытия в бытие. Это всегда надо помнить и благодарить за это Бога. И второе: Господь нас спас на кресте, даровал нам жизнь вечную. И очень дорогой ценой, – ценой крови Своего Сына Единородного. Это тоже всегда надо помнить, это самое главное для нашей души и жизни.
Ведущий Александр Черепенин